высшей квалификационной категории
План урока по истории (5 класс)
Тема урока: «Становление государства в Месопотамии».
Цель: формирование представления учащихся о становлении государства в Месопотамии.
Задачи: раскрыть содержание понятий: товар, город-государство, Шумер, Аккад; развивать навыки самостоятельной работы с историческим текстом, определять предпосылки возникновения городов-государств в Месопотамии, описывать особенности географического месторасположения и его влияние на род занятий, сравнивать преимущества географического месторасположения Египта и Месопотамии; воспитывать нравственное отношение к истории прошлого других стран.
Средства обучения: историческая карта «Распространение цивилизаций в древности»
План урока
- Проверка д/з в форме фронтального опроса по вопросам к §15 учебного пособия
- Знакомство с планом изучения нового материала
- Актуализация знаний учащихся проводится работая с рубрикой «Вспомните»
- Определение темы урока с использованием приёма «Зашифрованное слово»
На доске запись: Сталеновние удвагосдарст в миисопоМета.
- Работа с текстом, выделение новых понятий, дат, их фиксирование на доске и в тетради.
- Работа с текстом: полезные ископаемые, местные материалы, что производили, что вывозили.
Заполнение таблицы
Факторы, способствующие занятию ремеслом |
Факторы, способствующие развитию торговли |
|
|
- Работа с картой. («Оживи карту», показываются торговые пути, называются города-государства, на карте прикрепляются значки на территории Индии, побережья Средиземного моря)
- Переходя к третьему пункту, ставится проблемный вопрос: можете ли вы, ребята, согласиться с тем, что возникновение городов-государств у шумеров и аккадцев способствовало становлению и развитию государства в Месопотамии? Идёт чтение вслух. Задаются вопросы:
Кто должен следить за защитой поселений от наводнений? (жрецы)
Почему только жрецы могли этим заниматься (владели необходимыми знаниями)
Кто управлял людьми? (знать)
Приведите факты, которые доказывают, что города Шумера и Аккада являлись маленькими государствами. (Власть в лице жрецов и знати, которая организовала жизнь людей, которые проживали на определённой территории города)
Выслушиваются мнения, делаются выводы.
- Закрепление учебного материала
Проведение игры «Да. Нет».
Рефлексия «Паутинка».
Домашнее задание §16, написать мини - рассказ «Один день в армии Саргана» по желанию.