УСТАВ
Государственного учреждения образования
“Лучинская базовая школа”
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Устав является новой редакцией Устава государственного учреждения образования «Лучинская базовая школа» (далее – Учреждение) в связи с приведением его в соответствие с действующим законодательством Республики Беларусь.
2 Учреждение создано как государственное учреждение образования «Лучинская средняя общеобразовательная школа» решением Рогачёвского районного исполнительного комитета от 05.06.2009 № 27984 и зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 490587835. В соответствии с решением Рогачёвского районного исполнительного комитета от 13.10.2011 № 5583 государственное учреждение «Лучинская средняя общеобразовательная школа» переименовано в государственное учреждение образования «Лучинская средняя школа». Решением Рогачёвского районного исполнительного комитета от 09.03.2015 № 213 государственное учреждение образования «Лучинская средняя школа» с 01.09.2015 года реорганизовано в государственное учреждение образования «Лучинская базовая школа» с регистрацией в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 490587835.
3. Учредителем Учреждения является Рогачёвский районный исполнительный комитет (далее - Учредитель).
4. Компетенция Учредителя:
принимает решение об изменении вида, реорганизации и ликвидации учреждений образования в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
в случае прекращения деятельности учреждения образования, аннулирования, прекращения действия специального разрешения (лицензии) на образовательную деятельность учреждения образования (по его обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих образовательную деятельность) Учредитель принимает меры по переводу учащихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних учащихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
определяет язык обучения и воспитания, обязательный для изучения иностранный язык в соответствии с действующим законодательством;
устанавливает контрольные цифры приема в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
обеспечивает обновление и развитие материально-технической базы Учреждения;
согласовывает внесение изменений и дополнений в структуру и штатное расписание Учреждения;
согласовывает заключение договоров о взаимодействии Учреждения с организациями-заказчиками кадров;
может устанавливать меньшую наполняемость классов по сравнению с предусмотренной действующим законодательством, по согласованию с соответствующими государственными органами;
определяет направления для изучения на повышенном уровне соответствующих учебных предметов;
осуществляет иные права и обязанности, предусмотренные актами законодательства и настоящим Уставом.
5. Органом государственного управления Учреждения является отдел образования Рогачёвского районного исполнительного комитета (далее - Уполномоченный орган).
6. Уполномоченный орган осуществляет контроль за деятельностью учреждений образования.
7. Учреждение является юридическим лицом, самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам, используя находящиеся в ее распоряжении денежные средства, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязательства, быть истцом и ответчиком в суде.
8. Учреждение имеет печать с его полным наименованием и изображением Государственного герба Республики Беларусь, штамп со своим наименованием и другие реквизиты юридического лица.
9. В своей деятельности Учреждение руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом об образовании Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, Декретами, Указами и Распоряжениями Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, Уставом Учреждения.
10. Полное наименование Учреждения:
на русском языке – государственное учреждение образования «Лучинская базовая школа»;
на белорусском языке – дзяржаўная ўстанова адукацыі «Лучынская базавая школа».
Сокращенное наименование Учреждения:
на русском языке – Лучинская базовая школа;
на белорусском языке – Лучынская базавая школа.
11. Место нахождения Учреждения (юридический адрес):
улица Днепровская, дом 26, 247280, агрогородок Лучин Рогачёвского района Гомельской области.
12. Тип учреждения образования – учреждение общего среднего образования.
13. Вид учреждения образования – базовая школа.
ГЛАВА 2
ПРЕДМЕТ И ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
14. Предметом деятельности Учреждения является осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь образовательная деятельность, которая включает в себя организацию и проведение учебной, воспитательной и методической работы.
15. Основными целями Учреждения являются формирование гражданственности и патриотизма, интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности учащегося, формирование у него знаний, умений, навыков и компетенций
16. Основными задачами Учреждения являются:
обеспечение получения учащимися общего среднего образования, а также необходимых для выбора в дальнейшем профессии знаний и навыков;
подготовка учащихся к поступлению в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования;
создание благоприятных условий для воспитания физически здоровой, духовно богатой, высокоморальной и образованной личности;
воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, ответственности перед собой и обществом, уважения прав и свобод человека;
формирование у учащихся научного мировоззрения, нравственное, эстетическое и экологическое воспитание;
всестороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений и навыков самообразования;
развитие у учащихся понимания роли знаний как средства расширения возможностей выбора видов деятельности;
закрепление и сохранение физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережных и ответственных отношений к своему здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков;
подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, продолжению образования, трудовой и общественной деятельности, семейной жизни.
17. Учреждение строит свои отношения с семьёй по вопросам обучения и воспитания учащихся на принципах сотрудничества, взаимодействует с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями, государственными организациями охраны здоровья, учреждениями культуры, добровольными товариществами, юридическими и физическими лицами, поддерживает деятельность молодёжных и детских общественных организаций (объединений), которая не противоречит законодательству Республики Беларусь.
18. В Учреждении запрещается создание и деятельность политических партий, других общественных и религиозных организаций (объединений), деятельность которых противоречит законодательству Республики Беларусь.
19. Кроме основных функций, Учреждение в порядке, предусмотренном законодательством, может осуществлять:
платные образовательные услуги;
организацию обучения и воспитания для получения общего среднего образования на дому теми учащимися, которые по медицинским показаниям временно либо постоянно не могут посещать Учреждение;
аттестацию в порядке экстерната учащихся, которые полностью либо частично усвоили содержание образовательной программы базового образования или образовательной программы среднего образования самостоятельно, либо в учреждении образования, которое не прошло государственную аккредитацию, и с целью подтверждения этого при наличии уважительных причин неусвоения указанных программ в учреждениях образования допущены к аттестации в порядке экстерната;
экспериментальную и инновационную деятельность;
охранную деятельность.
20. Для достижения уставных целей Учреждение может осуществлять следующие виды экономической деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ
005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85:
85200 – Общее начальное образование (I ступень общего среднего образования);
85310 – Общее среднее образование;
16299 – Производство прочих деревянных изделий;
46220 – Оптовая торговля цветами и другими видами растений;
46310 – Оптовая торговля фруктами и овощами;
46771 – Оптовая торговля отходами чёрных и цветных металлов;
56290 – Прочие услуги по общественному питанию;
58199 – Прочие виды издательской деятельности, не включенные в другие группировки;
68200 – Сдача в наем собственного и арендуемого недвижимого имущества;
68320 – Управление недвижимым имуществом;
77210 – Аренда и лизинг развлекательного и спортивного оборудования;
82190 – Деятельность по копированию, подготовке документов и прочая специализированная офисная деятельность;
85510 – Образование в области физической культуры и спорта и отдыха;
85520 – Образование в области культуры;
85590 – Прочие виды образования, не включённые в другие группировки;
90020 – Деятельность, способствующая проведению культурно-зрелищных мероприятий;
90040 – Деятельность объектов культурной инфраструктуры;
91011 – Деятельность библиотек;
93110 – Деятельность физкультурно-спортивных сооружений;
93190 – Прочая деятельность в области физической культуры и спорта;
93290 – Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений;
94200 – Деятельность профессиональных союзов.
21. Отдельными видами деятельности, перечень которых определен законодательством Республики Беларусь, Учреждение может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, реализуется с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством.
22. Учреждение совместно с Управлением по труду, занятости и социальной защите Рогачёвского района осуществляет деятельность по проектам временной занятости учащейся молодежи.
ГЛАВА 3
СИСТЕМА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
23. Система общего среднего образования включает в себя:
участников образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования;
образовательные программы общего среднего образования;
учреждения общего среднего образования;
иные учреждения образования, реализующие образовательные программы общего среднего образования;
государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы общего среднего образования;
учебно-методические объединения в сфере общего среднего образования;
организации, участвующие в реализации образовательных программ общего среднего образования посредством сетевой формы взаимодействия;
республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере общего среднего образования.
24. Общее среднее образование включает в себя три ступени:
I ступень - начальное образование (I-IV классы);
II ступень - базовое образование (V-IX классы);
III ступень - среднее образование (Х - ХI классы);
I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.
I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.
25. На I ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа начального образования, освоение содержания которой является обязательным.
Начальное образование дает право для продолжения образования на II ступени общего среднего образования.
26. На II ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа базового образования, освоение содержания которой является обязательным.
Общее базовое образование дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического, среднего специального образования.
27. На III ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа среднего образования, освоение содержания которой является обязательным.
Общее среднее образование дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
28. В Учреждении также реализуются следующие образовательные программы:
программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении; программа специального образования на уровне общего среднего образования для учащихся с трудностями обучения; программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с тяжелыми нарушениями речи; программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью; программа дополнительного образования детей и молодежи; программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
29. В первый класс Учреждения принимаются дети, достигшие на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста, без проведения вступительных испытаний. Зачисление детей оформляется приказом директора Учреждения на основании заявления родителей, иных законных представителей детей, медицинской справки о состоянии здоровья.
По заявлению одного из законных представителей несовершеннолетнего лица при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в первый класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году.
30. Учащиеся Учреждения, завершившие обучение на I ступени общего среднего образования, продолжают обучение на II ступени общего среднего образования в Учреждении без проведения вступительных испытаний.
31. Образовательный процесс в Учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами общего среднего образования, с образовательными стандартами общего среднего образования, а также учебным планом и учебными программами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.
32. В соответствии с частью первой пункта 4 статьи 163 Кодекса об образовании учебный план учреждения разрабатывается учреждением ежегодно на основе типового учебного плана учреждения общего среднего образования и утверждается руководителем по согласованию с Уполномоченным органом.
33. Продолжительность учебного года, включая каникулы, устанавливаются с 1 сентября по 31 августа. Начало и завершение четвертей каникул ежегодно до начала учебного года определяются Министерством образования.
Общая продолжительность каникул на протяжении учебного года должна быть не менее 30 календарных дней, для учащихся I и II классов – не менее 37 календарных дней.
Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель, а для учащихся IX классов – не менее 10 календарных недель.
Для учащихся I – II классов в III четверти устанавливаются дополнительные каникулы.
34. Ежедневное количество учебных занятий определяется расписанием, которое утверждается директором Учреждения.
Продолжительность перемен устанавливается, исходя из необходимости обеспечения организации питания, отдыха учащихся с учетом требований санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.
Продолжительность учебного занятия в І классе составляет 35 минут, во ІІ – ІХ классах – 45 минут. В отдельных случаях по решению руководителя Учреждения учебное занятие может быть сокращено.
Не допускается отвлечение учащихся от учебных занятий на работы и мероприятия, не связанные с образовательным процессом.
В воскресенье и в дни государственных праздников, объявленных нерабочими днями, учебные и иные занятия не проводятся.
35. Образовательный процесс в Учреждении организуется в режиме шестидневной школьной недели, которая включает в себя пятидневную учебную неделю и шестой школьный день. В режиме шестидневной недели могут проводиться факультативные занятия в V-IХ классах. В шестой школьный день проводятся мероприятия по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии.
Трудовая деятельность учащихся включает общественно-полезный труд, сферу социальной помощи, временное трудоустройство, работу в различных формах трудовых объединений в течение учебного года и во время каникул.
36. Форма получения образования в Учреждении – очная.
37. Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учебные занятия в Учреждении, создаются условия для получения общего среднего образования на дому.
Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Решение о получении общего среднего образования на дому принимается отделом образования Рогачевского райисполкома на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и заключения врачебно-консультационной комиссии.
Порядок организации получения общего среднего образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
38. В Учреждении на II ступени общего среднего образования могут организовываться классы (группы) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне.
Перечень учебных предметов, которые могут изучаться на повышенном уровне, устанавливается директором Учреждения по согласованию с Уполномоченным органом в соответствии с типовым учебным планом учреждения общего среднего образования.
Условия, при которых возможна организация изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне:
готовность и заинтересованность участников образовательного процесса в организации профильного обучения;
наличие высококвалифицированных кадров (учитель-методист, учитель высшей или первой квалификационной категории);
наличие материально-технических и учебно-методических ресурсов, возможность взаимодействия при организации образовательного процесса с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;
из числа лиц, изъявивших желание участвовать в конкурсе, и имеющих в свидетельстве об общем базовом образовании по этим профильным учебным предметам отметки не ниже 7 баллов и средний балл итоговой аттестации в год приема (зачисления) не ниже 7 баллов, на основании заявлений этих лиц и с согласия одного из их законных представителей.
39. В Учреждении проводятся факультативные занятия естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной, воспитательной и иной направленности.
Факультативные занятия проводятся после завершения уроков.
40. В Учреждении создаются специализированные классы для лиц с особенностями психофизического развития, классы интегрированного обучения, пункты коррекционно-педагогической помощи.
Перевод (направление) учащихся в специальные школы (школыинтернаты) для детей с особенностями психофизического развития, а также в специальные классы для таких детей и классы интегрированного обучения осуществляется с согласия их законных представителей на основании заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Организация и функционирование пунктов коррекционно-развивающей помощи, специальных классов для детей с особенностями психофизического развития осуществляется в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.
41. В Учреждении для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся могут быть открыта группа продленного дня для учащихся, Положение о которой утверждается постановлением Министерства образования Республики Беларусь.
42. Основным языком обучения и воспитания в Учреждении является русский язык. С учётом пожеланий учащихся (законных представителей несовершеннолетних учащихся) в Учреждении могут быть открыты классы с белорусским языком обучения. Обязательный для изучения иностранный язык – немецкий.
Порядок изучения белорусского и (или) русского языков учащимися, временно находящимися на территории Республики Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь.
43. В целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебным программам общего среднего образования в Учреждении проводится текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся.
Порядок проведения текущей, промежуточной аттестации, в том числе нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при проведении текущей, промежуточной аттестации, определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.
Аттестация, перевод, организация выпускных экзаменов, централизованных экзаменов учащихся осуществляются в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.
При проведении промежуточной и итоговой аттестации осуществляется оценка поведения учащихся, которая выражается следующими характеристиками: «примерное», «удовлетворительное», «неудовлетворительное». Критерии оценки поведения учащихся определяются Министерством образования Республики Беларусь.
44. Учащимся, освоившим содержание образовательной программы базового образования, выдается свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием).
Свидетельство об общем базовом образовании с отличием выдается учащимся, имеющим за два последних года обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам (кроме учебного предмета «Физическая культура и здоровье» по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов или «зачтено», учебного предмета «Трудовое обучение» по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов, учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», по которым им выставлена отметка «зачтено»), и примерное поведение, а также отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения на II ступени общего среднего образования.
Освобождение учащихся от изучения отдельного учебного предмета не является препятствием для выдачи свидетельства об общем базовом образовании с отличием при выполнении ими требований, предусмотренных частью второй настоящего пункта.
45. Учащимся, освоившим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, выдается свидетельство о специальном образовании.
46. Учащимся, не завершившим освоение содержания образовательных программ, при досрочном прекращении образовательных отношений (отчислении) выдается справка об обучении.
47. Образцы, описания документов об образовании и обучении, порядок их заполнения учета и выдачи определяются Министерством образования
В случае утраты, приведения в негодность документа об образовании, документа об обучении выдаются соответственно дубликат документа об образовании, дубликат документа об обучении.
Порядок выдачи дубликатов об образовании, документов об обучении устанавливается законодательством об административных процедурах.
48. Воспитание учащихся в Учреждении осуществляется в процессе обучения, внеклассной и внешкольной деятельности в соответствии с программно-планирующей документацией воспитания.
Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.
49. Основными составляющими воспитания в Учреждении являются:
идеологическое воспитание, направленное на формирование у учащихся знаний основ государственной идеологии, привитие подрастающему поколению общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у учащихся активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение учащихся к общечеловеческим и гуманистическим ценностям, формирование нравственной культуры;
эстетическое воспитание, направленное на формирование у учащихся эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;
воспитание психологической культуры, направленное на развитие, саморазвитие и самореализацию личности учащихся;
воспитание физической культуры, физическое совершенствование;
формирование у учащихся навыков здорового образа жизни, осознания значимости здоровья как ценности и важности его сохранения;
семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование у учащихся ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в соответствии с традиционными ценностями белорусского общества;
трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание учащимися труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;
воспитание, направленное на формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде и природопользованию;
воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, направленное на формирование у учащихся безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности;
воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у учащихся ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время;
поликультурное воспитание, направленное на формирование у учащихся толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий;
экономическое воспитание, направленное на формирование у учащихся экономической культуры личности.
50. Организационно-воспитательную работу в классе осуществляют педагогические работники, в том числе учитель, выполняющий функции классного руководителя.
Классный руководитель осуществляет свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями классного руководителя, утверждаемыми директором Учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом.
51. Учреждение взаимодействует с общественными объединениями «Белорусская республиканская пионерская организация» и «Белорусский республиканский союз молодежи». Сотрудничество основывается на существующей в Республике Беларусь нормативной правовой базе.
52. Социально-педагогическое и психологическое обеспечение образовательного процесса в Учреждении осуществляет педагог социальный, а также по решению руководителя могут осуществлять иные специалисты Учреждения, принимающие непосредственное участие в воспитании учащихся и имеющие психологическое, педагогическое, социально-педагогическое образование или прошедшие соответствующую переподготовку, подтвержденную документом об образовании.
53. Педагог социальный и педагог-организатор осуществляют свою деятельность в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.
54. В целях оказания содействия в организации деятельности по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также в организации контроля за осуществлением воспитательной и профилактической работы в Учреждении создается совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Порядок создания в Учреждении совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, его задачи и функции, а также порядок организации его работы определяется законодательством Республики Беларусь.
55. Экспериментальная и инновационная деятельность Учреждения осуществляется в соответствии Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.
56. В структуру Учреждения входят следующие структурные подразделения:
пункт коррекционно-педагогической помощи;
оздоровительный лагерь с дневным (круглосуточным) пребыванием. Также могут быть другие структурные подразделения, предусмотренные законодательством.
57. Структурные подразделения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и на основе положений о них, которые утверждаются руководителем Учреждения.
ГЛАВА 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
58. Учреждение в соответствии с законодательством имеет право:
осуществлять образовательную деятельность;
формировать структуру и штатное расписание учреждения образования;
осуществлять приносящую доходы деятельность;
передавать функции по обеспечению деятельности государственным учреждениям, созданным исполнительными комитетами областного и базового территориальных уровней, для обеспечения деятельности подчиненных им бюджетных организаций;
участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;
осуществлять проверку подлинности документов об образовании при приеме лиц для получения образования и при наличии сомнений в их подлинности путем направления запроса в Министерство образования Республики Беларусь о подтверждении факта их выдачи;
входить в состав ассоциации (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
осуществлять международное сотрудничество в сфере образования, в том числе внешнеторговую деятельность.
59. Иные права Учреждения устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, Уставом Учреждения.
60. Учреждение обязано обеспечивать:
качество образования;
подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;
разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся, правил внутреннего трудового распорядка Учреждения;
моральное и материальное стимулирование учащихся, педагогических и иных работников Учреждения;
меры социальной защиты учащихся;
создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи;
ознакомление лиц (законных представителей несовершеннолетних) при зачислении в Учреждение со свидетельством о государственной регистрации, Уставом, сертификатами о государственной аккредитации, Правилами внутреннего распорядка для учащихся, а по их требованию – и с учебно-программной документацией;
патронат лиц с особенностями психофизического развития в течение двух лет после получения образования в этом Учреждении в соответствии с инструкцией о патронате лиц;
содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования.
61. Иные обязанности Учреждения устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, Уставом Учреждения.
ГЛАВА 5
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
62. Участниками образовательного процесса в Учреждении являются учащиеся, педагогические работники, законные представители несовершеннолетних учащихся.
63. Учащиеся в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства имеют право на:
получение образования в соответствии с образовательными программами;
перевод в другое учреждение образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
обучение и воспитание в пределах содержания образовательной программы по индивидуальному учебному плану, индивидуальной учебной программе в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь об образовании;
создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
пользование учебниками и учебными пособиями;
каникулы;
получение платных услуг в сфере образования;
бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной и спортивной базой учреждения образования;
получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;
поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
участие в управлении учреждением образования;
участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности;
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;
обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений.
65. Иные права учащимся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, локальными нормативными правовыми актами Учреждения.
66. Учащиеся в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства обязаны:
добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
соблюдать Устав Учреждения;
соблюдать Правила внутреннего распорядка для учащихся;
подчиняться решениям органов управления и самоуправления Учреждения, принятым в пределах их компетенции и не противоречащим законодательству Республики Беларусь;
выполнять требования педагогических и иных работников Учреждения в области, отнесенной Уставом и Правилами внутреннего распорядка Учреждения к их компетенции;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования;
бережно относиться к имуществу Учреждения.
67. Основаниями для привлечения учащегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования в виде следующих действий (бездействия):
опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия (занятия);
нарушения дисциплины;
неисполнения без уважительных причин требования педагогического работника, основанного на акте законодательства или ином локальном правовом акте Учреждения;
оскорбления участников образовательного процесса;
порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества Учреждения;
распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях и на иной территории Учреждения либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
курения (потребления) табачных изделий, использования электронных систем курения, систем для потребления табака в помещениях и на иной территории Учреждения;
иных противоправных действий (бездействия).
Не признается дисциплинарным проступком деяние, совершенное учащимся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
За совершение учащимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему следующих мер дисциплинарного взыскания:
замечание;
выговор;
досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление).
Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за:
длительное отсутствие (более тридцати дней) без уважительных причин на учебных занятиях в течение учебного года;
систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей учащимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.
Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) как мера дисциплинарного взыскания не применятся к:
учащемуся, не достигшему восемнадцати лет и не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, не прошедшему итоговую аттестацию за период получения общего базового образования при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования;
учащемуся, не достигшему возраста шестнадцати лет.
Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю Учреждения. При выборе меры дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение учащегося.
Сведения о применении меры дисциплинарного взыскания доводятся до законных представителей несовершеннолетнего учащегося и заносятся в личное дело учащегося.
Порядок применения мер дисциплинарного взыскания, обжалования решения о применении меры дисциплинарного взыскания к учащемуся, порядок снятия и погашения мер дисциплинарного взыскания определяются согласно действующему законодательству.
68. Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность. Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, утверждаемыми в порядке, установленном актами законодательства.
69. Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью;
имеющие судимость, которая не снята или не погашена;
признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
имеющие медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности;
не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами.
При возникновении в период осуществления педагогической деятельности обстоятельств, препятствующих ее осуществлению, осуществление педагогической деятельности прекращается в соответствии с законодательством.
70. Педагогические работники имеют право на:
защиту профессиональной чести и достоинства;
обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;
доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;
участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности Учреждения образования;
участие в управлении Учреждением образования;
повышение квалификации;
моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности;
объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;
ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Министерством образования;
Иные права педагогических работников устанавливаются законодательством, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения.
71. Педагогические работники обязаны:
осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательного процесса;
повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;
пропагандировать здоровый образ жизни среди учащихся;
обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;
проходить предварительный и периодические обязательные медицинские осмотры.
Иные обязанности педагогических работников устанавливаются законодательством, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения.
Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательству.
Педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), учащимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника
72. Законными представителями несовершеннолетних учащихся Учреждения являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.
Законные представители несовершеннолетних учащихся представляют права и законные интересы несовершеннолетних учащихся в общественных отношениях в сфере образования без специальных полномочий.
73. Законные представители учащихся Учреждения имеют право на:
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатом о государственной аккредитации, Правилами внутреннего распорядка для учащихся, а также с учебно-программной документацией Учреждения;
участие в управлении Учреждения;
защиту прав и законных интересов учащихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;
получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся в порядке, определяемом руководителем Учреждения с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних учащихся;
получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся;
вхождение в состав родительского комитета, попечительского совета Учреждения.
74. Иные права законных представителей несовершеннолетних учащихся устанавливаются актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения.
75. Законные представители учащихся Учреждения обязаны:
обеспечивать условия для получения образования и развития учащегося;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
обеспечивать выполнение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, Правил внутреннего распорядка для учащихся.
76. Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних учащихся устанавливаются актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения.
77. Педагогические работники, учащиеся, их законные представители в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за повреждение помещений и строений Учреждения, учебного оборудования, инвентаря и иного имущества и компенсируют нанесенный ущерб.
ГЛАВА 6
ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНИКАМИ И УЧЕБНЫМИ ПОСОБИЯМИ
78. Пользование учебниками и учебными пособиями учащихся в Учреждении может быть платным и бесплатным.
79. Лица, осваивающие содержание образовательных программ общего среднего образования, на время получения образования обеспечиваются за плату учебниками, учебными пособиями Учреждения. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Республики Беларусь.
80. Бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями устанавливается для: лиц с особенностями психофизического развития; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов с детства; учащихся из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше трех лет; учащихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы.
81. Для учащихся из многодетных семей плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50 процентов от установленной платы за пользование соответствующими учебниками и учебными пособиями.
ГЛАВА 7
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПИТАНИЕМ
82. Учреждение создает необходимые условия для организации горячего питания учащимся.
83. Решением Учредителя питание учащихся организовано силами Учреждения, отдела образования.
84. Питание организуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к Учреждению по установленным Правительством Республики Беларусь нормам питания и денежным нормам расходов на питание для соответствующих категорий учащихся. Для нуждающихся учащихся организуется диетическое (лечебное) питание.
85. Учащиеся обеспечиваются питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств законных представителей учащихся, а также других источников незапрещенных законодательством.
86. Положение об организации питания учащихся, обеспечении питанием учащихся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, размер и порядок взимания платы за питание утверждаются Правительством Республики Беларусь.
ГЛАВА 8
ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
87. Учреждение обеспечивает охрану здоровья учащихся в соответствии с законодательством.
88. Охрана здоровья учащихся включает в себя:
оказание медицинской помощи;
определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий, продолжительности каникул;
пропаганду здорового образа жизни и обучение навыкам такого образа жизни;
организацию оздоровления;
создание условий для занятий физической культурой и спортом; профилактику и пресечение курения, использования электронных систем курения, систем для потребления табака, употребления алкогольных, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в Учреждении и на ее территории.
89. Медицинская помощь учащимся оказывается в соответствии с законодательством государственными организациями здравоохранения по месту нахождения Учреждения.
ГЛАВА 9
ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
90. Транспортное обеспечение учащихся включает в себя предоставление в соответствии с законодательными актами льгот при проезде на транспорте общего пользования, а также организацию их бесплатного подвоза.
При организации бесплатного подвоза учащихся, проживающих в сельских населенных пунктах, используются маршрутные автобусы, транспорт сельскохозяйственных и иных организаций.
91. Порядок организации бесплатной перевозки учащихся устанавливается Правительством Республики Беларусь.
ГЛАВА 10
ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ
92. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, иными актами законодательства Республики Беларусь, Уставом Учреждения и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
93. Учреждение возглавляет руководитель (далее – директор), который осуществляет непосредственное руководство Учреждением.
Директор назначается на должность и освобождается от должности отделом образования Рогачёвского районного исполнительного комитета по согласованию с Учредителем, главным управлением образования Гомельского областного исполнительного комитета, Гомельским областным исполнительным комитетом. Директор вносит в отдел образования Рогачёвского районного исполнительного комитета предложения о назначении или освобождении от должности его заместителей.
94. Директор Учреждения несёт персональную ответственность за:
сохранность и рациональное использование имущества Учреждения;
качество и эффективность работы;
условия труда работников;
охрану прав, жизни и здоровья детей;
представляет без доверенности интересы Учреждения в государственных органах и организациях, в суде.
95. Директор Учреждения:
действует от имени Учреждения без доверенности и несет ответственность за результаты ее деятельности;
издает приказы, распоряжения;
осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные инструкции;
осуществляет общее руководство Учреждением, организует и контролирует работу трудового коллектива по всем направлениям его деятельности;
в деятельности по управлению Учреждением взаимодействует с органами самоуправления Учреждения;
представляет работников Учреждения к поощрениям и наградам;
возглавляет педагогический совет;
координирует деятельность родительского комитета и попечительского совета при их создании;
решает вопросы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения, обеспечивает рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств, распоряжается в соответствии с действующим законодательством финансовыми средствами и имуществом;
обеспечивает своевременное рассмотрение обращений граждан, соблюдение прав и гарантий учащихся и работников Учреждения, выполнение правил охраны труда, санитарно-гигиенического и противопожарного режима;
утверждает штатное расписание Учреждения в пределах выделенных ассигнований и в соответствии с типовыми штатами;
выдаёт доверенности; заключает договоры с организациями и физическими лицами на выполнение различных видов работ по текущему ремонту Учреждения, оформлению и хозяйственному содержанию его помещений, сооружений;
принимает решение о применении меры дисциплинарного взыскания к учащемуся и о его досрочном снятии;
принимает решение о награждении учащегося похвальным листом;
определяет порядок и периодичность проведения внутреннего контроля за обеспечением качества образования;
ежегодно на основе типового учебного плана учреждения общего среднего образования по согласованию с учредителем утверждает учебный план учреждения;
утверждает индивидуальные учебные планы;
заключает договоры на оказание платных образовательных услуг учащимся и законным представителям несовершеннолетних учащихся, гражданам, а также организациям;
осуществляет иные права и обязанности в соответствии с действующим законодательством, трудовым договором (контрактом) и должностной инструкцией.
96. Должностные обязанности директора Учреждения утверждает отдел образования Рогачёвского районного исполнительного комитета.
97. Директор в управленческой деятельности взаимодействует с органами самоуправления Учреждения.
98. Основным органом самоуправления учреждения образования является педагогический совет.
В Учреждении также могут создаваться попечительский совет, родительский комитет, родительские комитеты классов, методический совет, ученический совет.
99. Компетенция, состав и организация деятельности данных органов самоуправления определяются в соответствии с действующим законодательством, положениями о соответствующих органах самоуправления, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.
100. Ученический совет состоит из 7 человек. Состав ученического совета следующий: руководители общественных объединений Учреждения – 2 человека; члены ученического совета – 5 человек. Председатель ученического совета, заместитель председателя и секретарь избираются на первом после формирования ученического совета заседании простым большинством голосов присутствующих членов (не менее 2/3 от общего числа).
101. Срок полномочия ученического совета составляет два года.
102. Ученический совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об ученическом совете учреждения.
103. В целях социального становления, развития и самореализации работников Учреждения, охраны и защиты их прав и законных интересов члены трудового коллектива в соответствии с законодательством могут формировать первичную профсоюзную организацию, которая выбирает профсоюзный комитет, являющийся полномочным представителем работников Учреждения и действующий на принципах социального партнерства.
104. Коллегиальным органом, полномочным принимать решения в сфере трудовых отношений и общественной деятельности трудового коллектива Учреждения, является общее собрание трудового коллектива.
105. Общее собрание трудового коллектива рассматривает и принимает решения по вопросам:
обсуждения и утверждения коллективного договора между руководителем и профсоюзным комитетом Учреждения;
деятельности профсоюзного комитета и выборов его членов;
организации проведения субботников;
создания и деятельности общественных организаций (объединений);
участие в общественно-политических мероприятиях;
иного характера, относященгося к деятельности трудового коллектива.
При рассмотрении вопросов, относящихся к педагогической деятельности, и случаях, определенных нормативными документами, на общем собрании присутствуют только педагогические работники. Решения общего собрания обязательны для исполнения членами трудового коллектива.
106. В Учреждении не допускается создание и деятельность партий, других общественных организаций, преследующих политические цели.
ГЛАВА 11
ИМУЩЕСТВО, ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ ШТАТОВ И ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ
107. Имущество Учреждения находится в районной коммунальной собственности и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления. Распоряжение имуществом осуществляет в соответствии с законодательством Республики Беларусь Рогачёвский Совет депутатов (далее - Собственник).
108. Имущество Учреждения составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные материальные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе.
109. Учреждение не вправе без согласия Собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ней имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ей по смете.
110. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по ее обязательствам несет Собственник.
Учредитель не отвечает по обязательствам Учреждения, а Учреждение не отвечает по обязательствам Учредителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь и настоящим Уставом.
Если экономическая несостоятельность (банкротство) Учреждения вызвана Собственником его имущества, Учредителем или другими лицами, в том числе руководителем Учреждения, имеющими право давать обязательные для этого Учреждения указания либо имеющими возможность иным образом определять ее действие, то на таких лиц при недостаточности имущества Учреждения возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Учреждение не вправе выступать гарантом или поручителем перед банками - кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов.
111. Материально-техническая база Учреждения формируется по действующим нормативам, с учетом обеспечения получения общего среднего образования, типа учреждения образования и форм обучения.
112. Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Привлечение Учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров его финансирования из бюджета.
113. Дополнительными источниками финансирования Учреждения являются:
доходы, полученные от реализации продукции, выполнения работ и оказания платных образовательных услуг;
добровольные пожертвования юридических и физических лиц;
иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
114. Учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, не финансируемые из бюджета. Стоимость дополнительных платных образовательных услуг определяется в соответствии с законодательством, с учетом экономически обоснованных затрат.
115. Денежные средства, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности, в том числе оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, учитываются на отдельном счете и расходуются по сметам, утвержденным в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
116. Укрепление, обновление и развитие материально-технической базы Учреждения осуществляется за счет бюджетных средств, а также средств, полученных в результате оказания платных услуг и реализации продукции населению, добровольных пожертвований организаций, физических и юридических лиц, иных видов деятельности, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.
117. Трудовые отношения работников в Учреждении регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
118. Штатное расписание работников Учреждения формируется на основании типовых штатных нормативов, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, в пределах средств, выделенных на оплату труда.
119. Оплата труда работников осуществляется в соответствии с действующим законодательством, нормативными документами, которые регламентируют размеры и формы оплаты труда для работников бюджетной сферы и принятым в учреждении Положением о премировании, надбавках и доплатах.
120. Аттестация педагогических работников школы осуществляется в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 12
УЧЁТ И ОТЧЁТНОСТЬ
121. Учреждение ведёт бухгалтерскую, статистическую и другую отчётность, которая установлена действующим законодательством для юридических лиц и нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь. Письменная отчётность вышестоящим органам предоставляется Учреждением в установленные сроки в соответствии с требованиями органов государственной статистики Республики Беларусь.
122. Бухгалтерская и (или) финансовая отчетность Учреждения осуществляется в составе и порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь.
123. Услуги по обеспечению деятельности Учреждения осуществляет государственное учреждение «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Рогачёвского района» в соответствии с договором.
124. Учреждение имеет право отказать в представлении информации органам государственного управления, учреждениям, организациям, предприятиям и гражданам, если данный вид информации не установлен законом или нормативными актами и не включен в номенклатуру дел Учреждения.
125. Ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности Учреждения проводятся государственными контролирующими органами, уполномоченными в соответствии с актами законодательства осуществлять ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и учреждений образования.
ГЛАВА 13
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
126. Учреждение имеет право по согласованию с Уполномоченным органом:
устанавливать прямые связи с органами управления образованием, учебными заведениями зарубежных стран, международными организациями, фондами в целях обмена опытом, организации и проведения совместных мероприятий (конференций, стажировках, олимпиад, лагерей и др.);
заключать соглашения с учреждениями образования иностранных государств об обмене педагогическими работниками и учащимися, о создании совместных (ассоциативных) учреждений.
127. Международное сотрудничество Учреждение осуществляет в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 14
ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ
128. Ликвидация Учреждения может осуществляться:
по инициативе Учредителя;
по решению судебных органов;
по решению органа, осуществившего регистрацию Учреждения в случае невыполнения им уставных целей и задач.
129. Решение о ликвидации государственного учреждения общего среднего образования принимается Учредителем на основании оценки последствий такой ликвидации с учетом количества лиц, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования на этой территории.
130. Реорганизация Учреждения (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его Учредителя.
131. Учреждение считается ликвидированным от даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о его ликвидации.
132. При реорганизации и ликвидации Учреждения, уволенным работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
133. Реорганизация или ликвидация не допускается до окончания образовательной программы текущего учебного года.
ГЛАВА 15
ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ
134. Учреждение обязано внести в Устав соответствующие изменения или дополнения и представить их в установленном порядке для государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством в случаях:
смены Собственника имущества;
изменения состава Учредителей;
изменения наименования Учреждения;
изменения других фактических обязательств, сведения о которых в соответствии с законодательством должны содержаться в Уставе;
изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в Устав, если иные сроки не установлены этим законодательством.
135. В случае изменения местонахождения Учреждения необходимо в течение десяти рабочих дней со дня изменения местонахождения направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление.
136. Изменения и дополнения в Устав Учреждения вносятся после их утверждения Учредителем в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь.