Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

предупреждение торговли людьми

Дата: 5 декабря в 10:02, Обновлено 5 декабря в 11:03
Автор: Чегаев Е. В.

Живой товар - проблема торговли людьми

Нет современного человека, который не слышал бы о проблеме торговли людьми, но у большинства из нас рабство ассоциируется в первую очередь с картинкой из учебника истории. Между тем по международным оценкам, в начале третьего тысячелетия размах работорговли в мире настолько велик, что по обороту денежных средств обогнал традиционно находящуюся на втором месте после наркоторговли незаконную торговлю оружием.

Видов эксплуатации современных рабов в мире насчитываются десятки. В нашей стране это трудовая, сексуальная эксплуатация, а также вербовка с целью извлечения путем принуждения органов и тканей человека. Основная масса жертв торговли людьми - это женщины, ставшие объектом сексуальной эксплуатации. Несколько реже жертвами становятся мужчины, попавшие в трудовое рабство.

Методы вербовки сегодня не сравнить с теми, что практиковались в 90-е, схемы обмана стали более изощренными. Интернет полон сайтов-однодневок: бизнес, обучение за рубежом, знакомство с состоятельными иностранцами... Обман раскрывается только в стране назначения, когда жертвы оказываются в долговом и сексуальном рабстве.

По данным Международной организации труда, в мире насчитывается 20,9 миллиона человек (главным образом женщин), в том числе 5,5 миллиона детей, занимающихся принудительным трудом. Часть из этого количества людей вовлечена в занятие проституцией. В целом по миру торговля людьми приносит преступным группировкам свыше 25 миллиардов евро ежегодно. По данным ООН 30 миллиардов долларов в год. В торговлю людьми вовлечена 161 страна из 192 стран мира.

Уголовный Кодекс Республики Беларусь предусматривает до 15 лет лишения свободы за любое из действий в цепочке - вербовка, перевозка, передача, эксплуатация... Мера наказания за торговлю людьми в белорусском законодательстве соизмерима с наказаниями, предусмотренными в европейских странах (15 - 20 лет лишения свободы). Но даже такие сроки не останавливают работорговцев.

В Беларуси создана эффективная система противодействия торговле людьми, но каждый должен и сам заботиться о личной безопасности.

Вы собираетесь поехать работать, учиться за границу или выйти замуж за иностранца? В любом случае делайте это законным путём, чтобы не разделить участь многих потерпевших от торговли людьми. Подумайте о своей безопасности дома, прежде чем оказаться в сложной ситуации за границей. Получить необходимую информацию можно по номеру телефона горячей линии.

Примите во внимание следующие рекомендации

1.Белорусская фирма, которая предлагает работу за границей, должна быть зарегистрирована в местном органе власти (исполкоме).

2.Работа должна быть легальной. Необходимо знать, что, по законодательству большинства стран, получить работу могут только лица, достигшие 18 лет. Только в случае трудоустройства законным путем работник может рассчитывать на правовую защиту, социальное обеспечение, а в случае травм – а медицинскую помощь. Кроме того, поскольку Республика Беларусь не является членом Европейского Союза, для наших граждан существует множество запретов относительно трудоустройства. Необходимо также знать, что работодатель из любой страны должен иметь специальное разрешение государства для найма иностранца на работу.

3.Фирма-посредник должна иметь лицензию на трудоустройство белорусских граждан за границей, в нашей стране такие лицензии выдаёт только Департамент по миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Лицензия выдаётся сроком на пять лет, поэтому рекомендуется проверитьсрок действия. Проверить наличие лицензии можно по следующим номерам телефонов местных миграционных служб:

г. Брест – (0162) 22 28 73;

г. Витебск – (0212) 23 50 19;

г. Гомель – (0232) 53 24 70;

 г. Гродно – (0152) 44 75 07, 44 91 82;

г. Могилёв – (0222) 32 67 36;

г. Минск (для жителей Минского района) – (017) 254 73 05;

г. Минск (для жителей г. Минска) – (017) 285 17 70, 55 17 68.

Не берите деньги в долг от фирмы и не соглашайтесь на то, чтобы фирма брала оплату всех затрат на себя. Таким образом обманывают многих женщин: ещё до отъезда на работу за границу они обременены долгами.

4.Контракт составляется на русском языке, всё должно быть предельно ясно. Он оформится в трёх экземплярах, один их которых обязательно выдаётся на руки работнику. Контракт предусматривает условия проезда, проживания и обязательно – условия и оплату труда. Он должен быть зарегистрирован в миграционной службе при горисполкоме. Нужно навести справки о величине средней заработной платы в соответствующей стране. Возможно, предложенная заработная плата недостаточна для покрытия минимальных расходов на проживание в данной стране.

5.В паспорте должна стоять рабочая виза, а не туристическая, студенческая или какая-либо другая. Разобраться в этом поможет сотрудник посольства той страны, куда вы едете. Разрешительная запись на выезд во все страны мира ещё не даёт основания для легального выезда за границу.Для этого необходимо получить визу. Виза открывается в посольстве или консульском управлении той страны, куда вы хотите поехать. Процедура открытия визы может длиться несколько недель. Если кто-то предлагает получить визу за несколько дней, это должно насторожить. Если вид визы не соответствует цели поездки, то в случае обнаружения вас могут оштрафовать, арестовать и депортировать из страны. Работодатель может говорить, что вы нарушаете закон, и будет заставлять вас делать всё, что он захочет. Виза указывает период, в течение которого вы можете находиться в соответствующей стране. Если же вы остаётесь на территории страны после истечения срока визы, то нарушаете паспортно-визовый режим, и у вас будут соответственные проблемы. Изменить статус визы за границей невозможно ни при каких обстоятельствах. Например, находясь за границей по туристической или гостевой визе, вы не сможете легально переоформить её на рабочую визу (она должна стоять в паспорте до выезда из Республики Беларусь). Паспорт нельзя доверять никому. Это документ, удостоверяющий вашу личность. Нельзя использовать паспорт в качестве залога. Только уполномоченные органы (представители пограничных войск, таможни или полиции) имеют право потребовать паспорт.

6.У вас должен быть точный адрес будущего места работы. Родные также должны его знать.

7.Сделайте ксерокопии всех важных документов, один экземпляр возьмите с собой, другой – оставьте дома.

8.Нужно знать адрес белорусского посольства или консульства в той стране (городе), куда вы едете. Прибыв в страну назначения, желательно зарегистрироваться в посольстве Республики Беларусь.

9.Желательно иметь с собой некоторую сумму денег, достаточную для приобретения обратного билета в случае неудачи

Главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми

Начальник главного управления

СИЛЬВЕСТРОВИЧ ОЛЕГ КОНСТАНТИНОВИЧ
 

Заместитель начальника главного управления -
начальник 1-го управления ГУНиПТЛ КМ МВД 

КУДРИЦКИЙ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Заместитель начальника главного управления -
начальник 2-го управления ГУНиПТЛ КМ МВД 

ЧЕРТКОВ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Заместитель начальника главного управления -
КОНТАКТЫ

220030, г.Минск, ул. Городской Вал, 4.

тел. (8-017) 218-71-69, факс (8-017) 257-87-86

guniptl_km@mvd.gov.by

Приемный день: 1-я среда месяца с 8.00 до 14.00

УНиПТЛ КМ ГУВД Минского горисполкома
220001, г.Минск, пер. Добромысленский, 5.
тел/факс (8-017) 2394116

УНиПТЛ КМ УВД Брестского облисполкома
224030, г.Брест, ул. Коммунистическая, 28.
тел. (8-0162) 27-55-08, факс 8-0162-27-54-18

УНиПТЛ КМ УВД Витебского облисполкома
210001, г.Витебск, ул. Космонавтов, 3.
тел/факс (8-0212) 64-66-95.

УНиПТЛ КМ УВД Гомельского облисполкома
246050, г.Гомель, ул. Коммунаров, 3.
тел. (8-0232) 96-71-80, факс (8-0232) 70-42-17

УНиПТЛ КМ УВД Гродненского облисполкома
230023, г.Гродно, ул. Академическая, 3.
тел. (8-0152) 79-70-22, факс (8-0152) 79-73-72

УНиПТЛ КМ УВД Минского облисполкома
220079, г.Минск, ул. Кальварийская, 29.
тел. (8-017) 2290581

УНиПТЛ КМ УВД Могилевского облисполкома
212030, г.Могилев, ул. Карла Маркса, 25.
тел. (8-0222) 29-55-31, факс (8-0222) 29-55-29

Принимаемые в Республике Беларусь меры по противодействию торговле людьми

В настоящее время проблема торговли людьми продолжает оставаться актуальной для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества. Это хорошо отлаженный транснациональный преступный вид деятельности, приносящий колоссальные доходы трафикерам и занимающий в криминальном мире третье место по прибыльности после торговли оружием и наркотиками.

Основные формы торговли людьми остаются в Беларуси практически неизменными с 2000 года: это преступления, совершаемые в целях сексуальной или трудовой эксплуатации. В 2010 году был выявлен единственный факт, когда торговля людьми имела место в целях изъятия органов. Необходимо отметить, что сексуальная эксплуатация является самой распространенной формой торговли людьми. Так, из 5 183 жертв торговли людьми, установленных в 2002–2015 годах, сексуальной эксплуатации подверглись 4 578 человек, трудовой – 602, изъятию органов – 3.

Сегодня Республика Беларусь продолжает выступать в качестве страны происхождения «живого товара». В целях сексуальной эксплуатации трафикеры переправляют людей, преимущественно, в страны Евросоюза, на Ближний Восток и в некоторые регионы Российской Федерации (как правило, в г. Москву и Московскую область). Основным вектором вывоза белорусских граждан с целью трудовой эксплуатации является Россия. Выявлено несколько случаев трудовой эксплуатации наших граждан в Турции и Польше.

С 2006 г. в республике выявляются отдельные единичные факты, когда Беларусь выступает страной назначения. За это время были установлены жертвы торговли людьми из России, Украины, Молдовы и Вьетнама.

Кроме того, существует внутренняя эксплуатация (когда белорусские граждане эксплуатируются на территории Беларуси). Здесь сексуальная эксплуатация также превалирует над трудовой эксплуатацией.

С 2011 г. наметилась тенденция преобладания жертв внутренней эксплуатации над жертвами, подвергшимися эксплуатации за рубежом (ранее число жертв, эксплуатировавшихся за рубежом, в два-три раза превышало число жертв, эксплуатировавшихся в Беларуси, а в 2006 г. – даже в девять раз). В 2011 г. на территории Беларуси эксплуатации подверглись 153 жертвы, а за рубеж были вывезены 142 (2012 г. – 124 и 85; 2013 г. – 90 и 59; 2014 г. – 54 и 43; 2015 г. – 57 и 25 соответственно).

Обратим внимание на рост в 2011 – 2013 годах административных правонарушений, связанных с незаконным трудоустройством граждан Беларуси за рубежом (отметим, что уголовная ответственность за незаконное трудоустройство за рубежом наступает только в том случае, когда присутствует эксплуатация людей). Если в 2011 г. было выявлено 123 административных правонарушения, то в 2012 г. – 144, в 2013 г. – 115. В 2014 г. в этой области наметилась тенденция к снижению: выявлено 52 административных правонарушения, в 2015 – 37.

Меры по противодействию торговле людьми имеют в Беларуси комплексный характер, однако их можно разделить на несколько основных блоков. Первый из них – совершенствование национального законодательства.

Республика Беларусь в 2003 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.

Кроме того, республика является участником всех универсальных конвенций Организации Объединенных Наций, направленных на противодействие торговле людьми и связанным с ней преступлениям. На основании международных договоров создано национальное законодательство. Урегулированы проблемные вопросы в таких сферах, как трудоустройство и обучение за границей, международное усыновление, деятельность туристических, брачных и модельных агентств. Законодательно закреплено понятие «жертва торговли людьми», определены меры по защите и реабилитации жертв.

В Уголовный кодекс Республики Беларусь в 2005, 2008 и 2015 годах внесены изменения и дополнения. Теперь в Беларуси действуют 6 составов преступлений, криминализирующих торговлю людьми и связанные с ней деяния, которые охватывают все виды и формы «современного рабства». Максимальное наказание – лишение свободы сроком до 15-ти лет с конфискацией имущества. Вот эти статьи:

1) Статья 171 «Организация и/или использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией»,

2) Статья 1711 «Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией»,

3) Статья 181 «Торговля людьми»,

4) Статья 1811 «Использование рабского труда»,

5) Статья 182 «Похищение человека» (если действия совершаются в целях эксплуатации людей),

6) Статья 187 «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей (если эти действия привели к эксплуатации человека за рубежом)».

Преступления, предусмотренные статьями Уголовного кодекса:

171, 1711 – влекут исключительно сексуальную эксплуатацию;

1811 – влекут исключительно трудовую эксплуатацию;

181, 182, 187 – влекут как сексуальную, так и трудовую эксплуатацию.

В отдельную группу вынесены преступления, связанные с порнографией, в том числе детской. Наказание за детскую порнографию – лишение свободы сроком до 13-ти лет с конфискацией имущества (более подробная информация – в обзоре по противодействию распространению порнографии).

К преступлениям, связанным с торговлей людьми, относятся те факты детской порнографии, когда для порносъемки в качестве «модели»/«актера» используется ребенок (части 2 и 3 статьи 3431 «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего»).

В республике реализуется Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми, представленный в виде Государственных программ. В реализации всех Госпрограмм активное участие принимают не только государственные органы, но и неправительственные организации. Если изначально Программы, в основном, были ориентированы на уголовное преследование трафикеров, то в последующем акценты сместились на предупреждение торговли людьми, защиту и реабилитацию жертв с активным использованием потенциала Международной организации по миграции и общественных объединений. К 2013 г. были реализованы три Государственные программы противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям, которые утверждались Правительством и Главой государства.

С 2013 г. начала действовать Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2013–2015 годы (утверждена решением республиканского координационного совещания), треть мероприятий которой направлены на противодействие торговле людьми.

В июле 2012 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми», который вобрал в себя и систематизировал нормы всех ранее действовавших правовых актов в рассматриваемой сфере. При подготовке Закона учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми.

Республика Беларусь в 2013 году присоединилась к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми (вступила в силу для республики 1 марта 2014 г.). Беларусь является единственной страной, не входящей в состав Совета Европы, присоединившейся к указанной конвенции. Выполняя взятые на себя в рамках конвенции обязательства, Беларусь проделала значительную работу по совершенствованию национального законодательства и приведению его в соответствие с указанной конвенцией.

Так, 5 января 2015 г. принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», который ввел следующие основные изменения в законодательство о противодействии торговле людьми:

1) В статье 171 Уголовного кодекса Республики Беларусь название статьи изложено в следующей редакции: «Статья 171. Организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией»;

статья 171 дополнена примечанием следующего содержания: «Под использованием занятия проституцией понимается извлечение лицом материальной или иной выгоды от добровольного оказания другим лицом за вознаграждение услуг сексуального характера (половое сношение, мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера)».

2) Статья 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь изложена в новой редакции:

«Статья 181. Торговля людьми

1. Вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека в целях эксплуатации, совершенные путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применения насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия (торговля людьми), -

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества.

2. Те же действия, совершенные:

1) в отношении двух или более лиц;

2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия;

3) из корыстных побуждений;

4) группой лиц по предварительному сговору;

5) лицом с использованием своих служебных полномочий;

6) лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 171, 171-1, 181-1, 187, частями 2 и 3 статьи 343-1 настоящего Кодекса;

7) в отношении заведомо для виновного беременной женщины;

8) с вывозом лица за пределы государства;

9) в отношении заведомо несовершеннолетнего независимо от применения какого-либо из средств воздействия, указанных в части 1 настоящей статьи, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, либо в отношении заведомо малолетнего, либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Примечание. Под эксплуатацией в настоящей статье, статьях 181-1, 182 и 187 настоящего Кодекса понимается незаконное принуждение человека к работе или оказанию услуг (в том числе к действиям сексуального характера, суррогатному материнству, забору у человека органов и (или) тканей) в случае, если он по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), включая рабство или обычаи, сходные с рабством.».

В 2014 г. Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» дополнен новыми основаниями продления иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее – иностранцы) временного пребывания в Республике Беларусь, а также выдачи им разрешения на временное проживание в случае, если иностранец является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлении, связанном с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, либо оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Так, часть 3 статьи 40 этого Закона предусматривает, что в случае, если иностранец является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлении, связанном с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, либо оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, по мотивированному ходатайству таких органов или органа, ведущего уголовный процесс, временное пребывание иностранца в Республике Беларусь продлевается до принятия решения (вынесения приговора) по уголовному делу в отношении лиц, виновных в торговле людьми или совершении преступления, связанного с торговлей людьми, организацией незаконной миграции.

Часть 3 статьи 48 этого Закона устанавливает, что по мотивированному ходатайству органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или органа, ведущего уголовный процесс, разрешение на временное проживание выдается иностранцу, являющемуся жертвой торговли людьми и активно способствующему расследованию уголовного дела о торговле людьми или преступления, связанного с торговлей людьми, организацией незаконной миграции, срок пребывания которого в Республике Беларусь истек, - на период его участия в уголовном процессе, социальной защиты и реабилитации, но не более одного года.

Кроме того, 16 декабря 2014 г. принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» (далее – Закон). Закон определяет основы идентификации и перенаправления жертв торговли людьми на реабилитацию, а также вводит 30-дневный срок, в течение которого жертва может пройти реабилитацию и обдумать свое решение об обращении в органы уголовного преследования. Во исполнение Закона принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 г. № 485 «Об утверждении Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений» (вступило в силу 22 июня 2015 г.). В разработке указанного нормативного правового акта активное участие приняли представители международных и неправительственных организаций.

Необходимо отметить, что в республике принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование деятельности, связанной с оказанием реабилитационной помощи жертвам торговли людьми. Так, 6 февраля 2012 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 122 «О порядке возмещения расходов на оплату труда адвокатов по оказанию юридической помощи жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим в результате акта терроризма», в соответствии с которым юридическая помощь адвокатов оплачивается за счет средств республиканского бюджета. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2012 г. № 381 внесены дополнения в два постановления Правительства, которые касаются совершенствования деятельности по предоставлению временных мест пребывания, в том числе спальных мест, жертвам торговли людьми, а также по обеспечению их питанием. Принято постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2012 г. № 41 «Об установлении перечня необходимых медицинских услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения, в том числе в стационарных условиях, жертвам торговли людьми независимо от места их постоянного проживания», которое вступило в силу с 25 июля 2012 г.

С 2013 г. начата работа по внедрению механизма государственного социального заказа, который закреплен в Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1219 определен порядок формирования государственного социального заказа, утверждены Положение о проведении конкурса на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий, Положение о порядке и условиях предоставления субсидий и формы договоров на реализацию государственного социального заказа.

Второй блок – это деятельность государственных органов, международных организаций, общественных объединений и их координация.

Вопросы координации в сфере противодействия торговле людьми разделены на два направления.

Первое направление затрагивает координацию правоохранительных органов. Координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, созданное при Генеральной прокуратуре, координирует деятельность Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Государственного пограничного комитета, Генеральной прокуратуры и Следственного комитета (это республиканский уровень). Аналогичная структура действует на областном и районном уровнях.

Второе направление касается координации при защите и реабилитации жертв торговли людьми, в том числе за рубежом. Здесь Министерство внутренних дел координирует деятельность Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства иностранных дел и общественных объединений.

Ключевые министерства имеют следующие основные функции.

В структуре МВД создана специализированная служба, занимающаяся противодействием торговле людьми (главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции). Служба состоит из оперативных подразделений, имеющих три уровня: республиканский, областной (и г. Минска), районный.

Обратим внимание, что на Министра внутренних дел возложены функции Национального докладчика, что позволяет оперативно информировать международные структуры о предпринимаемых Беларусью усилиях по искоренению современного рабства. На сайте МВД Беларуси в сети Интернет размещается информационно-аналитический обзор о принимаемых в республике мерах по борьбе с торговлей людьми, а также национальное и международное законодательство, статистическая и другая полезная информация.

Министерство иностранных дел обеспечивает возвращение жертв торговли людьми на родину, в том числе при содействии Международной организации по миграции.

Реабилитацией жертв торговли людьми занимаются Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования и Министерство здравоохранения.

Министерство труда и социальной защиты осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст старше 18-ти лет (в его структуре действует 151 территориальный центр социального обслуживания населения, в 50 из которых созданы «кризисные комнаты»).

Министерство образования осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст от 3-х до 18-ти лет (в его структуре действуют 140 социально-педагогических центров, 128 из которых располагают приютами).

Для детей в возрасте до 3-х лет предусмотрена реабилитация в 10 домах ребенка системы Министерства здравоохранения (случаев торговли детьми такого возраста в Беларуси не выявлено).

В Беларуси предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи: 1) предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания; 2) правовая помощь, в том числе бесплатная юридическая помощь, предоставляемая коллегиями адвокатов; 3) медицинская помощь (определяется перечнем Министерства здравоохранения), в том числе в стационарных условиях, независимо от места постоянного проживания жертвы торговли людьми;4) психологическая помощь; 5) установление семей несовершеннолетних жертв торговли людьми либо устройство их на воспитание в другие семьи, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения; 6) содействие в трудоустройстве на постоянную работу; 7) материальная поддержка.

В рамках уголовного процесса по решению суда жертва получает компенсацию от трафикера за причиненный преступлением ущерб (процедура гражданского иска).

При содействии Министерства связи и информатизации и МВД была создана «горячая линия» с коротким трехзначным номером 113 для лучшего информирования граждан и расширения доступа к информации о противодействии торговле людьми. Звонки обслуживаются неправительственными организациями. Международное общественное объединение «Гендерные перспективы» (Программа «Ла Страда Беларусь») обслуживает телефонные звонки на территории г. Минска, Витебской, Минской и Могилевской областей. Общественное объединение «Клуб деловых женщин» обслуживает телефонные звонки на территории Брестской, Гомельской и Гродненской областей.

Значительный пласт работы в сфере противодействия торговле людьми выполняют Представительство Международной организации по миграции в Республике Беларусь и общественные объединения (такие как «Ла Страда/Гендерные перспективы», «Клуб деловых женщин», Белорусское общество Красного Креста, «Дети не для насилия», «Понимание»). Они проводят при поддержке МВД широкомасштабные информационные кампании, организуют конференции, семинары и тренинги, имеют свои приюты и шелторы для реабилитации жертв торговли людьми.

Отметим, что взаимодействие и координация государственных структур с неправительственными организациями осуществляется также в рамках проектов международной технической помощи.

Необходимо констатировать, что в вопросах реабилитации республика, в основном, использует возможности международных и неправительственных организаций. За последних 6 лет государственные органы оказали реабилитационную помощь примерно 7 % жертв торговли людьми. Все остальные жертвы получили помощь в Представительстве Международной организации по миграции в Республике Беларусь и общественных объединениях. Таким образом, в настоящий момент оказание помощи жертвам торговли людьми со стороны государственных органов – это основной недостаток в рассматриваемой сфере, из-за которого Беларусь подвергается критике на международной арене.

Изменение ситуации прогнозируется после активного внедрения на практике Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений.

Третий блок – система подготовки кадров.

В Академии МВД Республики Беларусь с 2005 г. для криминальной милиции осуществляется подготовка специалистов по противодействию торговле людьми.

С 2007 г. функционирует открытый при содействии Международной организации по миграции Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми, который является базовым учреждением по профильной подготовке специалистов из государств-участников СНГ.

При содействии международных экспертов разработаны образовательные курсы, которые затрагивают противодействие не только торговле людьми, но и нелегальной миграции, борьбу с детской порнографией в сети Интернет, а также сферу реабилитации и реинтеграции жертв.

С момента открытия в Международном учебном центре прошли обучение около 1 500 человек из почти 30 государств.

Следующий блок – международное сотрудничество. Беларусь активно выступает с предложениями по борьбе с современным рабством на международной арене.

В ходе Саммита глав государств и правительств в сентябре 2005 г. в г. Нью-Йорке Президент Республики Беларусь с трибуны ООН выступил с инициативой об активизации усилий в противодействии торговле людьми, особенно, в борьбе со спросом на живой товар.

В развитие данной инициативы 30 июля 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми.

В Беларуси ежегодно организуются международные антитрафикинговые форумы, на которые приглашаются представители заинтересованных органов зарубежных государств и всемирно признанные эксперты в сфере противодействия торговле людьми. Так, в мае 2013 г. в г. Минске проведен семинар для представителей компетентных органов государств-членов Группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, и международных организаций по теме соблюдения различных аспектов прав человека в процессе борьбы с торговлей людьми. В работе международного форума принял участие заместитель Генерального секретаря ООН – Исполнительный директор УНП ООН Юрий Викторович Федотов.

Государственными органами Беларуси налажено сотрудничество с такими влиятельными международными организациями, как Программа развития ООН, Международная организация по миграции, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Детский Фонд ООН и другими.

Успешное противодействие торговле людьми также строится на взаимодействии правоохранительных структур стран происхождения, транзита и назначения. Министерством внутренних дел Беларуси налажены прямые контакты с правоохранительными органами стран Евросоюза, Ближнего Востока и Содружества Независимых Государств. С некоторыми странами у Беларуси есть международные соглашения исключительно по противодействию торговле людьми, например с Турецкой Республикой. Это существенно повышает уровень работы правоохранительных органов.

Так, весной 2010 г. МВД Беларуси при содействии турецких правоохранительных органов пресечен канал поставки белорусских женщин в Турцию. Супружеская пара, состоявшая из гражданки Беларуси и гражданина Турции, вербовала путем обмана в Беларуси девушек и продавала их владельцам ночных клубов в Турции для занятия консумацией. С февраля по март 2010 г. преступники продали в Турцию 6 белорусских женщин, где последние подверглись эксплуатации: основная часть доходов девушек изымалась путем запугивания и применения надуманных штрафных санкций. Трафикерша из Беларуси задержана по обвинению в торговле людьми. Ее муж с тремя подельниками задержаны правоохранительными органами Турции также по обвинению в торговле людьми. Все трафикеры осуждены.

В апреле 2011 г. правоохранительными органами Беларуси задержана белорусская гражданка, которая на протяжении более 10 лет (с 2000 года) вывозила молодых соотечественниц в Турцию для занятия проституцией.

Сама она постоянно проживала на территории Турецкой Республики, где подыскивала клиентов для девушек и организовывала встречи, при этом изымая у них 50% полученных денежных средств. В ходе периодических приездов в Беларусь она подбирала и вывозила в Турцию для занятия проституцией новых «работниц». Всего в ходе расследования были установлены 20 девушек, подвергшихся сексуальной эксплуатации. Преступница осуждена.

Для Республики Беларусь характерно, что преступления рассматриваемой категории, как правило, совершают граждане Беларуси, а также России и выходцы из республик бывшего СССР, проживающие в странах Западной Европы и Ближнего Востока. Имеют место случаи, когда девушки, занимавшиеся проституцией за границей, сами становятся трафикершами, вернувшись в Беларусь.

Так, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в марте 2012 года перекрыт канал поставки белорусских девушек в Германию. В Беларуси задержаны трое участников преступной группы (гражданин Германии, гражданин России, имеющий вид на жительство в Германии, и гражданин Беларуси), которые завербовали и везли в г. Гамбург 2-х белорусских девушек в целях сексуальной эксплуатации в подпольных борделях. За сделку по продаже девушек трафикеры намеревались получить 2000 евро. Каждый из преступников осужден к 7-ми годам лишения свободы с конфискацией имущества. Своевременное вмешательство правоохранительных органов сорвало планы трафикеров по созданию устойчивого канала поставки «живого товара» из Беларуси в Германию.

На следующем примере можно увидеть, как действует хорошо отлаженный и устойчивый канал. Благодаря международному сотрудничеству в 2006 году усилиями правоохранительных органов Беларуси, Германии и Швеции был перекрыт действовавший более 2-х лет канал торговли людьми из Беларуси и Прибалтики в Германию. Преступники использовали различные способы вербовки и доставки девушек в бордели. Одни девушки под видом танцевальных коллективов получали шенгенские визы в Посольстве Швеции в Москве. Для въезда в Германию других применялись похищенные или утраченные литовские паспорта, куда переклеивалась фотография жертвы. В результате совместных мероприятий ликвидирована транснациональная преступная организация. В г. Минске был задержан один из организаторов преступного сообщества, который сейчас отбывает наказание в виде 12 с половиной лет лишения свободы. В дальнейшем полиция Германии задержала 8 участников преступного формирования. Из сексуального рабства освобождены девушки, представляющие разные страны Восточной Европы, среди которых 20 гражданок Беларуси.

Необходимо отметить, что преступники тщательно конспирируются, маскируя свой преступный промысел под легальную деятельность. Так, в 2005 г. МВД Беларуси ликвидирована транснациональная преступная организация, занимавшаяся торговлей людьми в страны Ближнего Востока и Западной Европы. Для маскировки своей преступной деятельности организаторы создали на территории республики 13 модельных агентств, где вербовались девушки с наиболее привлекательной внешностью. За период времени с 2000 по 2005 годы преступники продали за рубеж 587 белорусских девушек. Особым спросом пользовались несовершеннолетние жертвы, которых в сетях преступников оказалось 156. Расследование уголовного дела длилось более полутора лет. Весной 2007 года преступники приговорены к различным срокам лишения свободы (от 8 до 12 лет).

Реалиями современности становятся факты приезда в Беларусь иностранных граждан с целью организации «секс-туризма». В мае 2009 г. в г. Минске задержан гражданин Турции, который с 2006 по 2009 годы на территории Беларуси занимался сутенерством, а также организовывал въезд в республику иностранных мужчин с целью «секс-туризма». Под его контролем находились как взрослые женщины, так и несовершеннолетние девушки. Осенью 2009 года преступник осужден к 7 годам лишения свободы.

Примерно треть преступлений, связанных с сутенерством, приходится на г. Минск. На оперативных учетах МВД Беларуси состоит почти 2000 лиц, занимающихся проституцией, в том числе около 850 в г. Минске.

С 2002 г. правоохранительные органы Беларуси ликвидировали 22 преступные организации (из них 21 транснациональную) и 85 организованных групп. За торговлю людьми и связанные с ней преступления осуждены 2 309 человек, в том числе 820 к лишению свободы.

Таким образом, предпринятые в Беларуси меры позволили существенно снизить масштабы торговли людьми. Вместе с тем, использование занятия проституцией все ещё остается на высоком уровне. Кроме того, наблюдается рост преступлений, связанных с детской порнографией и педофилией, которые сопряжены с торговлей людьми.

По материалам МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Борьба с торговлей людьми в Республике Беларусь

Почему торговля людьми существует в Беларуси?

Появление проблемы ТЛ в Республике Беларусь в первую очередь связано с открытием границ и, соответственно, возросшими возможностями граждан путешествовать, трудиться за рубежом.

ТЛ часто начинается с надежды на лучшую жизнь в другой стране.

"торговля людьми" означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов;

Траффикинг – это преступление, которое чаще всего осуществляется на территории нескольких государств.

Действия, совершаемые траффикерами в отношении жертв торговли людьми:

  1. Перемещение лица в пределах одной и той же страны или за ее пределы.
  2. Вербовка лица.
  3. Совершение каких-либо сделок в отношении лица (купля, продажа, обмен, дарение и т.д.)

Способы принуждения, используемые траффикерами:

  • мошенничество;
  • обман;
  • долговая кабала;
  • шантаж;
  • похищение;
  • злоупотребление властью;
  • злоупотребление уязвимостью положения;
  • подкуп;
  • изъятие документов;
  • физическое насилие или угроза его применения в отношении лица либо его родственников;
  • принуждение к употреблению алкоголя либо наркотиков;
  • физическая изоляция;
  • и другие способы принуждения.

Формы эксплуатации, используемые траффикерами:

(мероприятие на 2 группы виды торговли людьми)

  • эксплуатацию проституции и  другие формы сексуальной эксплуатации (порнобизнес, стриптиз и т.д.);
  • принудительный труд или услуги:

     - потогонное производство (например, работа в подпольных швейных мастерских);

     - работа в сельском хозяйстве;

     - в качестве домашней прислуги;

     - попрошайничество и т.д.

  • торговля невестами, принуждение к заключению брака, брачный туризм;
  • репродуктивное рабство;
  • обычаи, сходные с рабством;
  • извлечение органов и тканей;
  • и другие формы эксплуатации.

Какие методы вербовки используют преступники?

  1. Предложения о работе фирм по трудоустройству (игра «Объявление»)
  2. Личная вербовка
  3. Предложения поучаствовать в конкурсах красоты, фотомоделей либо пройти курс обучения в школах манекенщиц
  4. брачные агенства
  5. интернет

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

 

МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(ноябрь 2024 г.)

 

     О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ  

                             

Противодействие торговле людьми в мире базируется на Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказанием за нее, дополняющем Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной преступности (принят в г. Палермо 15.11.2000) (далее  – Палермский протокол). 

В июле 2012 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь                         «О противодействии торговле людьми» (далее – Закон о ПТЛ), который вобрал в себя и систематизировал нормы всех ранее действовавших правовых актов в рассматриваемой сфере (это указы и декреты Главы государства, постановления Правительства). При подготовке Закона учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми.

Статья 1 Закона о ПТЛ говорит о том, что противодействие торговле людьми – это деятельность государственных органов, иных организаций, включая международные и иностранные организации, по предупреждению, выявлению, пресечению торговли людьми и связанных с ней преступлений, защите и реабилитации жертв торговли людьми, а также граждан, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений.

Таким образом, противодействие торговле людьми включает в себя два блока:

- деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению торговли людьми и связанных с ней преступлений;

- деятельность по защите и реабилитации жертв торговли людьми, а также граждан, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений.

Законом о ПТЛ выделены основные понятия, связанные с противодействием торговли людьми:

Торговля людьми— преступление, предусмотренное статьей 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК);

Преступления, связанные с торговлей людьми –  преступления, предусмотренные статьями 171, 171-1, 181-1, 187, пунктом 4 части 2 статьи 182, частями 2 и 3 статьи 343-1 УК РБ;

 Жертва торговли людьми – физическое лицо (гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без  гражданства), в отношении которого совершены торговля людьми или связанное с ней преступление.

16 декабря 2014 г. принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь                                              «О противодействии торговле людьми» (далее – Закон). Закон определяет основы идентификации жертв торговли людьми, а также вводит                        30-дневный срок, в течение которого человек гарантированно может пройти реабилитацию. Во исполнение Закона и Палермского протоколазаинтересованными государственными органами совместно с международными и неправительственными организациями разработан Национальный механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми на реабилитацию, который утвержден Правительством Республики Беларусь(постановление Совета Министров                     Республики Беларусь от 11 июня 2015 г. № 485 «Об утверждении Положения о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений», вступившее в силу                  22 июня 2015 г. (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2020 №439).

Созданный механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми предполагает участие в идентификации не только государственных органов, но и международных и неправительственных организаций.

Реабилитационную помощь имеют право получать две категории граждан: 1) жертвы торговли людьми; 2) лица, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений.

Жертвам торговли людьми предоставляется возможность получения помощи бессрочно. Однако отдельные виды помощи могут оказываться в течение 1 года (с продлением этого срока при необходимости). Порядок получения того или иного вида помощи регулируется ведомственными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты.

Лица, которые могли пострадать от торговли людьми и связанных с ней преступлений, имеют возможность в течение 30 дней пройти реабилитацию и обдумать свое решение об обращении в органы уголовного преследования. Обратим внимание, что реабилитация такого человека проводится вне зависимости от его участия в уголовном процессе.

В центральном аппарате МВД, ГУВД Минского горисполкома и всех УВД областных исполкомов в подразделениях по противодействию торговле людьми назначены ответственные лица, которым разъяснен алгоритм действий при идентификации и перенаправлении жертв торговли людьми.

Министерство иностранных дел обеспечивает возвращение жертв торговли людьми на родину, в том числе при содействии Международной организации по миграции. Реабилитацией жертв торговли людьми занимаются Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования и Министерство здравоохранения.

Министерство труда и социальной защиты осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст старше 18-ти лет .

Министерство образования осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст от 3-х до 18-ти лет.

Для детей в возрасте до 3-х лет предусмотрена реабилитация в 10 домах ребенка системы Министерства здравоохранения (случаев торговли детьми такого возраста в Беларуси не выявлено).

В Беларуси предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи:

1) предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания;

2) правовая помощь, в том числе бесплатная юридическая помощь, предоставляемая коллегиями адвокатов;

3) медицинская помощь (определяется перечнем Министерства здравоохранения), в том числе в стационарных условиях, независимо от места постоянного проживания жертвы торговли людьми;

4) психологическая помощь;

5) установление семей несовершеннолетних жертв торговли людьми либо устройство их на воспитание в другие семьи, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения;

6) содействие в трудоустройстве на постоянную работу;

7) материальная поддержка.

В рамках уголовного процесса по решению суда жертва получает компенсацию от трафикера за причиненный преступлением ущерб (процедура гражданского иска).

Значительный пласт работы в сфере противодействия торговле людьми выполняют Представительство Международной организации по миграции в Республике Беларусь и общественные объединения (такие как  «Клуб деловых женщин», Белорусское Общество Красного Креста). Они проводят при поддержке МВД широкомасштабные информационные кампании, организуют конференции, семинары и тренинги, имеют свои приюты и шелторы для реабилитации жертв торговли людьми, уполномочены самостоятельно выявлять и реабилитировать жертв, а также участвовать в реализации государственного социального заказа в рассматриваемой сфере.

Сотрудниками по наркоконтролю и противодействию торговли людьми области (далее — НиПТЛ) с целью своевременного принятия мер по противодействию торговле людьми на территории Гродненской области, на постоянной основе проводится анализ эффективности работы в данной сфере. 

Согласно анализа складывающейся оперативной обстановки на территории Гродненской области следует отметить, что свою деятельность лица, занимающиеся вербовкой граждан Республики Беларусь для эксплуатации (в том числе сексуальной), проходящие в 2016-2024 годах по уголовным делам (ч.1,2 ст.171 УК РБ), осуществляли посредством сети Интернет, рассылая предложения о высокооплачиваемой работе в сфере оказания интимных услуг пользователям анкет, зарегистрированным и находящимся в открытом доступе в социальных сетях и на сайтах знакомств, нередко имеющим ссылки на группы в мессенджере «Телеграмм». Следует констатировать, что противоправная деятельность вербовщиков девушек для последующего их использования в занятии проституцией за рубежом, также «переместилась» в сеть Интернет. Фигуранты, используя сайты знакомств и социальные сети Интернета, осуществляют свою противоправную деятельность по поиску и подбору интересующих пользователей. Злоумышленники, используя уже налаженные связи и возможности, посредством сети Интернет осуществляют вербовочные действия, организовывают для девушек оформление необходимых выездных документов (визы, авиабилеты по ксерокопиям паспортов на открытые даты вылета), оплачивают все сопутствующие расходы, связанные с прибытием девушки в место «назначения», при этом категорически отказываются приезжать на территорию Беларуси, как для вербовочных встреч, так и для их последующего сопровождения.

На основе анализа оперативной ситуации, определены используемые фигурантами Интернет-ресурсы социальной направленности: «Вконтакте», сайты знакомств «Blusystem.org», «Mamba.ru», «Tabor.ru» «Swing-zone.com», мессенджеры «Telegram», «WhatsApp»,отработка которых проводится на постоянной основе.

Так в 2023 году на территории Гродненской области выявлено 7 (АППГ -8) преступлений, предусмотренных Палермским протоколом, в т.ч. 3 (-4) тяжких и особо тяжких. Перекрыт 1 (АППГ – 1) канал вывоза женщин для занятия проституцией в Китайскую Народную Республику                  (2 жертвы).

Идентифицированно 19 (АППГ- 18, +1) жертв торговли людьми,                15 из которых несовершеннолетние. Все жертвы пострадали от сексуальной эксплуатации.

За 10 месяцев 2024 года на территории Гродненской области выявлено 3 преступления, предусмотренных Палермским протоколом, в т.ч. 2тяжких и особо тяжких (2 — по ч.2 ст. 171 УК РБ, 1 — по ч.1 ст. 171 УК РБ). Перекрыт  канал (АППГ — 1) канал вывоза женщин для занятия проституцией в Турецкую Республику (2 жертвы).

Идентифицировано 15 жертв торговли людьми, 11 из которых  несовершеннолетние. Все жертвы пострадали от сексуальной эксплуатации.

          Ярким примером выявления каналавывоза женщин за пределы  Республики Беларусь в целях сексуальный эксплуатации  стало обнаружение в августе 2022 года в ходе мониторинга социальной сети «ВКонтакте» объявления о поиске женщин для оказания услуг интимного характера за денежное вознаграждение в Республике Турция. В ходе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий установлены гр-не 22 и 25 лет, организовавшие канал вывоза женщин за пределы Республики Беларусь с целью сексуальной эксплуатации. В отношении фигурантов суммарно возбуждено 4 уголовных дела по ч.2 ст. 171 УК Республики Беларусь.

          В отношении одного из фигурантов (22 года), Судом Ленинского района г. Гродно, вынесен обвинительный приговор, согласно которому вышеуказанную девушку приговорили к 5 годам колонии общего режима и штрафу 100 базовых величин (3700 рублей). 

          Также сотрудникам ОВД, в ходе оперативного сопровождения уголовного дела № 22125212630, возбужденного 09.09.2022 по ч.2 ст. 171 УК Республики Беларусь установлено, что 25 летняя гражданка (погибшая в ДТП 17.08.2020), в период времени с 2016 по 2017 год вовлекла в занятие проституцией и в последующем организовала выезд за пределы                 Республики Беларусь в Китайскую Народную Республику граждан 25 и 30 лет. В отношении фигурантки суммарно возбуждено 4 уголовных дела, предусмотренных ст.171 ч.2, ст.171<sup>1</sup>ч.1 УК РБ.

          В текущем году в ходе проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками УНиПТЛ КМ УВД Гродненского облисполкома, совместно с сотрудниками Октябрьского РУВД г. Гродно установлено, что жительница г. Гродно, в 2017 году организовала выезд за пределы Республики Беларусь в Турецкую Республику с целью занятия проституцией двух жительниц г. Гродно 18 и 19 лет.                   

Наряду с вывозом граждан за пределы Республики Беларусь для сексуальной эксплуатации выявляются факты сводничества и сутенерства на территории Республики Беларусь.

Так мониторингом сети Интернет оперативно отслеживались и сопровождались поступающие в адрес девушек предложения о трудоустройстве на высокооплачиваемые работы, как на территории республики, так и за её пределами. В ходе осуществленных интернет-переписок, а также по результатам проведенных мероприятий, в 2023году установлено три факта сводничества и сутенерства на территории Гродненской области, два из которых выявлены в рамках проведения указанных мероприятий:

Справочно. 23 февраля ГМОСК возбуждено уголовное дело по                ст. 171-1 ч.1 УК Республики Беларусь в отношении 28 летнего жителя              г. Новолукомль, Витебской области, который в период с апреля по                   24 ноября 2022 года, на территории г.Минска и г.Гродно вовлек в занятие проституцией 28 летнюю гражданку.

11 сентября ГМОСК ВУД по ст.171 ч.2 УК РБ в отношении                      21-летнего жителя г. Гродно, работающего поваром ресторана «Пешков», несудимого, который в период с сентября 2022 по июнь 2023 года вовлек в занятие проституцией и в последующем использовал в корыстных для себя целях, занятие проституцией 19-летней жительницы г. Гродно.

В 2024 году выявлен один факт сексуальной эксплуатации на территории Республики Беларусь. Так сотрудниками УНиПТЛ КМ УВД Гродненского облисполкома совместно с сотрудниками ГНиПТЛ Дятловского РОВД установлено, что житель Дятловского района 1972 года рожденияпод ширмой оказания легальных услуг вовлек и использовал для занятия проституцией свою супругу 1977 года рождения.

Вместе с тем, благодаря выявлению каналов вывоза женщин за пределы РБ для сексуальной эксплуатации, в Турецкую Республику и Китайскую Народную Республику получена информация, что вербовка женщин осуществляется не только через социальные сети путем размещения объявлений, но и среди знакомых девушек, которые уже выезжали за пределы Республики Беларусь для занятия проституцией, при этом заманивая высоким доходом, хорошим отношением принимающей стороны (безопасность, возможность вернутся домой в любое время), условиями проживания (гостиницы, отели), условиями работы (рестораны, ночные клубы) и в общем «красивой обеспеченной жизнью».

На основании полученных сведений составлен социальный потрет выезжающей девушки: молодая девушка до 30 лет, с хорошими внешними данными, из неблагополучной или неполной семьи, часто воспитывающаяся в детском доме или в приемной семье, имеющая среднее либо средне-специальное образование, не имеющая высокого источника дохода либо вообще его не имеющая,                                не привлекавшаяся к административной ответственности за занятие проституцией на территории Республики Беларусь.

Также следует отметить, что самыми уязвимыми категориями для совершения преступлений в сфере торговли людьми, связанными с внутренней эксплуатацией, являются лица оказывающие услуги интимного характера за денежное вознаграждение (занимающиеся проституцией). 

По результатам оперативно-розыскных и профилактических мероприятий по противодействию проституции в 2023 году за занятие проституцией задержано 102 (АППГ-71 (+31) лица, в отношении которых составлены протоколы об административных правонарушениях по ст. 19.5 КоАП Республики Беларусь (далее - протоколы).

СправочноВ 2023 году на территории Республики Беларусь выявлено 800 фактов занятия проституцией из которых: г.Минск – 264, Брестская область – 107, Гродненская область – 102, Гомельская область – 92, Минская область – 80, Витебская область – 78, Могилевская область – 77.

По результатам проведенных мероприятий сотрудниками НиПТЛ области за 10 месяцев 2024 года за занятие проституцией задержано                        92 лица (АППГ - 92), в отношении которых составлены протоколы об административном правонарушении по ст. 19.5 КоАП Республики Беларусь.

Справочно. В 2024 году на территории Республики Беларусь выявлено 677 фактов занятия проституцией из которых: г.Минск – 205, Гродненская область – 92, Гомельская область – 89, Брестская область – 88, Могилевская область – 73, Минская область – 71, Витебская область – 61.

В связи с чем следует отметить, что согласно анализа складывающейся оперативной обстановки на территории Гродненской области, используемые ранее методы и способы поиска потенциальных «клиентов» лицами, причастными к занятию проституцией в открытых источниках (объявления в газетах, реклама по ТВ в виде бегущих строк, рассылка сообщений посетителям бань-саун и агроусадеб, обзванивание номеров гостиниц), в настоящее время изжиты и не актуальны. Противоправная деятельность в основном осуществляется посредством сети Интернет (сайты знакомств, сообщества и группы в социальных сетях, тематические интернет-ресурсы, мессенджеры и закрытые телеграмм каналы).

Также нередки случаи, когда наряду с преступлениями данной категории выявляются факты изготовления и распространения материалов порнографического характера  с использованием несовершеннолетних.  

В ходе переписки педофил, как правило, склоняет детей к изготовлению и пересылке интимных фото- и видеоизображений, которые в последующем могут использоваться  в том числе для шантажа.  В 2023 году выявлено 19  преступлений, квалифицируемых по ст.343-1 УК, 2024 -  14 таких преступления.

Для установления лиц, склонных к накапливанию и распространению в пиринговых сетях Интернета материалов порнографического содержания с участием несовершеннолетних (малолетних), с использованием методов «OSINT» осуществляется мониторинг сети Интернет.

Типичным примером является задержание в январе 2024 года                 40-летнего жителя г. Гродно, который в социальной сети «ВКонтакте», а также в мессенджере «Телеграмм» распространял материалы  порнографические материалы с изображением несовершеннолетних.

Следует отметить, что в общей сложности за 2023 год и 10 месяцев 2024 года выявлено 43 преступления, связанных с торговлей людьми, в том числе 5 тяжких и особо тяжких. Перекрыто 2 каналатрафикинга (Китайская НароднаяРеспублика, Турецкая Республика) в целях сексуальной эксплуатации (4 жертвы).

Количество идентифицированных жертв торговли людьми суммарно составило 34 человека, в т.ч. 26 несовершеннолетних. Все жертвы пострадали от сексуальной эксплуатации, при этом были выявлены сотрудниками милиции. Информация о всех жертвах направлялась в Гродненскую областную организацию Белорусского Общества Красного Креста, а с 2024 года в Международную организацию по миграции в Республике Беларусь для применения в отношении них мер по защите и реабилитации.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.