Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Взаимодействие учреждения образования с семьей

Дата: 16 октября 2024 в 19:50
Автор: Чегаев Е. В.

Родительский Университет

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко

В вопросе организации взаимодействия с семьей перед учреждениями образования стоит задача активизировать воспитательный потенциал семьи, оказать ей необходимую психолого-педагогическую поддержку, придать семейному воспитанию целенаправленный, общественно значимый характер.

Можно выделить несколько стратегий взаимодействия школы и семьи. Стратегия открытого взаимодействия предполагает выстраивание длительных взаимоотношений с учетом эффективных практик и педагогических традиций. Стратегия быстрого реагирования направлена на оперативное вмешательство в жизнь ребенка и семьи, оказавшихся в социально опасном положении; она характеризуется применением поддерживающих технологий, социальной направленностью деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования и реализуется в соответствии с принятыми в Республике Беларусь нормативными правовыми актами. Стратегия смешанного типа включает элементы первой и второй, а также предполагает реализацию комплексного подхода к решению актуальных проблем развития личности учащегося.

В процессе налаживания совместной деятельности особую актуальность приобретают такие понятия как «обратная связь» и «открытость каналов коммуникации». Педагогам необходимо регулярно изучать мнение родителей о качестве процесса воспитания и его результатах. Это будет способствовать вовлечению родителей в образовательный процесс, повышению доверия к учреждению образования.

Необходимым условием конструктивных взаимоотношений в системе «семья – школа» является их добровольность, которая проявляется в осознанности выбора форм взаимодействия. Также важны нацеленность участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия, взаимная ответственность. Формирование позиции ответственного и осознанного родительства осуществляется в процессе участия родителей в планировании и реализации воспитательной работы, в деятельности органов самоуправления. Такая работа традиционно активизируется в период тематических недель (Неделя матери, Неделя семьи), накануне Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Дня женщин. Популярны среди родителей спортландии «Папа, мама, я – спортивная семья», спортивные соревнования по пионерболу, мини-футболу, волейболу, настольному теннису и др. В ходе этих мероприятий обогащается досуговая сфера жизнедеятельности семьи.

Необходимо активно вовлекать родителей в информационно-просветительскую, профориентационную работу, привлекать к участию в информационных часах и других воспитательных мероприятиях.

Важным направлением взаимодействия школы и родителей является работа педагогического коллектива по психолого-педагогическому просвещению родителей. Современным родителям не всегда хватает навыков оказания помощи ребенку при освоении образовательных программ; навыков эффективного общения с ребенком; правовых знаний в сфере образования. Классному руководителю следует продолжить практику организации взаимодействия с законными представителями учащихся с помощью мессенджеров (Viber, What’sApp, Telegram и др.). Это дает возможность оперативно обмениваться информацией (получать и отсылать текстовые сообщения, аудиосообщения, обмениваться фото- и видеофайлами, делать аудио- и видеозвонки и др.).

Важно отметить, что общение педагогов с родителями с использованием мессенджеров должно сопровождаться правилами сетевого этикета, не допускающего обсуждение персонифицированной информации, затрагивающей личность участников образовательного процесса.

Сотрудничество педагогов и семьи направлено на решение общих задач воспитания детей:

1) Обеспечение качественного образования.

2) Развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии.

3) Формирование нравственности и культуры поведения у учащихся.

4) Подготовка школьников к семейной жизни.

5) Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Для достижения указанной цели и общих задач воспитания в нашей школе решается комплекс частных педагогических задач.

В работе с детьми:

  • воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;
  • формирование ответственности за свои поступки перед семьей;
  • воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.

В работе с родителями:

  • формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
  • формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
  • формирование психолого-педагогической культуры родителей;
  • развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.

В работе с педагогами:

  • формирование понимания значимости сотрудничества с семьей, роли педагогов в формировании гуманных отношений между родителями и детьми;
  • формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
  • освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.