высшей квалификационной категории
План урока по истории (7 класс)
Тема: Германия
Цель: формирование представления учащихся о политическом, социально-экономическом развитии Германии в XIV-XV вв.
Задачи: учащиеся должны знать и понимать содержание понятий: «Золотая булла», рейхстаг, Ганзейский союз (Ганза)
учащиеся должны уметь: работать с историческим документом, используя ранее изученный материал, характеризовать государственное устройство Германии в XIV – XV веках, выделять факторы, которые способствовали раздробленности страны, определять цель создания Ганзейского союза.
Средства обучения: документальный материал Хрестоматии, текст «Золотой буллы», карта «Западная Европа в XIV – XV вв.»
Приёмы учебной деятельности: самостоятельная работа с текстом, рассказ, эвристическая беседа
План урока
- Проверка домашнего задания
- Актуализация знаний по рубрике «Вспомните»
- Самостоятельная работа с первым пунктом параграфа, используется приём ИНСЕРТ (V, +, -, ?).
|
|
|
|
То, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или узнали на уроке |
То, что вы читаете, является для вас новым |
То, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали |
То, что вы читаете непонятно |
- Обсуждаются результаты заполнения таблицы
Учащиеся выделяют факты, указывающие на раздробленность Германии.
- Проблемный вопрос: почему в то время, когда в Англии и Франции шёл процесс усиления и централизации власти, в Священной Римской империи усиления королевской власти не происходило? Выдвигаются гипотезы, выслушиваются варианты, некоторые записываются на доске. Формулируется проблемный вопрос. Для решения поставленной проблемы предлагается работа с текстом п. 2, 3 и работа с историческим документом.
- Приём «Спросите у автора». Для активизации самостоятельной деятельности используются следующие вопросы:
Создание ролевой ситуации (образ создателя документа)
цель этого приёма и методика
- О чём говорится в документе? Какая проблема?
- Почему Карл IV пошёл на подписание документа?
- Какими фактами вы обоснуете свою гипотезу?
- Можно ли было избежать подписания «Золотой буллы»?
- Почему?
Выслушиваются ответы учащихся.
- Учитель дополняет, что документ просуществовал до 1806 г, о чём это может говорить? На доске и в тетради, учащиеся строят схему государственного устройства Германии:
король рейхстаг
феодалы епископы горожане
-Учащиеся должны уметь сравнивать государственное устройство Англии, Франции и Германии.
Предполагаемый ответ: в отличие от парламента в Англии и Генеральных штатов во Франции, рейхстаг Германии не принимал решения общие для всей страны, так как на её территории существовали самостоятельные города.
- Как осуществлялась власть в городах? Самостоятельная работа с учебником, п.5. Предлагается учащимся сделать вывод.
Рефлексия (Синквейн)
Д/з §6, 1) написать рассказ «Один день в немецкой деревне», 2) предлагается создать документ в виде дневника, письма другу, отчёта чиновника
Репродукции исторических картин, используемых
на уроке истории в 6 классе
№ |
Тема урока |
Название репродукции картины, автор, год написания |
|
«Столетняя война» |
Серия картин о Жанне д<sup>,</sup>Арк, Жюль Эжен Леневё (1886-1890) |
|
«Искусство Возрождения» |
«Исав перед Исааком» 1295, Микеланджело, "Давид" (1501-1504); Сандро Боттичели "Венера и Марс" (ок. 1483); Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1512-1513гг.) |
|
Усиление Московского княжества |
1. «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» М.И. Авилов (1943 г.) 2. «Утро на Куликовом поле» А.П. Бубнов |
|
Грюнвальдская битва |
«Грюнвальдская битва», Ян Мотейко (1878) |
|
Создание единого Российского государства |
«Иван III разрывает ханскую грамоту с требованием дани», Шустов |
|
Культура Северо-Восточной Руси XIV-XV вв. |
«Похвала Богородице», Дионисий (ок. 1440-1502/03) |
Приёмы, используемые на уроках истории
Алгоритм работы с исторической картиной, иллюстрацией
- Определить тематику картины
- Определить замысел картины
- Что подаётся на первом и втором плане
- Дополнительные используемые художественные средства
- Поработать с дополнительной литературой и определить датировку картины и годы жизнедеятельности автора
- Дать общее представление о картине
Алгоритм составления таблицы по характеристике войн
- Дать название таблицы
- Работа с текстом
- Заполнение таблицы
Годы войны |
Воюющие стороны |
Причины |
Характер войны для обеих сторон |
Хронология основных событий |
Итоги, результаты |
|
|
|
1. 2. |
|
|
- Выводы