высшей квалификационной категории
Урок изобразительного искусства в 3 классе
Разделы программы: «Эстетическое восприятие действительности», «Восприятие произведений искусства», «Изображение на плоскости. Цвет».
Тема практической работы: «Радуга» .
Цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать выразительные свойства цвета и уметь передавать характерную окраску предметов при рисовании по памяти.
Задачи:
1. Актуализировать знания учащихся об основных и составных цветах;
2. Расширить представление об использовании основных и составных цветов и их оттенков при создании художественных образов;
3. Способствовать формированию умения передавать пространственные планы в композиции;
4. Содействовать развитию цветового восприятия, зрительной памяти учащихся;
5. Создать условия для формирования эстетического восприятия окружающей действительности.
Ход урока
I. Организационный этап
Проверка готовности класса к уроку
– Прозвенел звонок весёлый.
Вы начать урок готовы? (Да!)
Будем думать, рассуждать
И красиво рисовать!
II. Этап сообщения учащимся нового материала
* Вступительное слово учителя
Приветствую вас, юные друзья!
Хочу представить вам сегодня я,
Возможность потворить и поиграть,
Пейзаж реалистичный вам самим создать!
Для этого, надеюсь,
Мне скажите, какие средства есть?
И первым делом прозвучит ответ -
Что для картины очень нужен – (цвет)!
Да, выразительное свойства цвета всем известно.
Но есть еще одно известное вам средство
Художники владеют им в Беларуси и за границей.
Скажите это слово – (композиция)
* Постановка темы урока
- Ребята, попробуйте, используя эти два слова сказать, что мы будем делать на уроке? ( Будем выполнять композицию в цвете)
- А как будет называться композиция, вы узнаете, отгадав загадку.
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Сможешь их нарисовать? (Радуга)
-_Правильно, наша композиция будет называться «Радуга», а чтобы её выполнить нам необходимо такое выразительное средство, как цвет. Слайд 1
Какие именно слова помогли вам узнать, что это радуга? (Семь красок)
- Ребята, а что вы знаете о радуге? (высказывания детей)
А что бы вы ещё хотели узнать?
- Итак первый ответ на ваш вопрос: почему возникает радуга?
Слайд 2. Почему возникает радуга?
- После дождя в воздухе ещё долго остаётся висеть водяная пыль, состоящая из маленьких капелек. Они настолько лёгкие, что не сразу падают на землю. Когда на них попадают солнечные лучи, то капельки превращаются в маленькие зеркала и отражают свет Солнца, состоящий из семи цветов. Таким образом, радуга – это капли воды и солнечный свет.
- Ребята, как вы думаете, радуга бывает в какую пору года?
Слайд 3. Радуга весной
Слайд 4-5. Радуга летом
Слайд 6 -7. Радуга осенью
Слайд 8. Радуга зимой
- И самое удивительное явление природы - радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, как в призме, и отражается в небе красивой радугой.
Слайд 9-11. Двойная радуга
- Иногда в небе видны целых 2 радуги — одна из них очень яркая, вторая — бледнее. Значит солнечный луч дважды отражается в каплях воды.
- Скажите, а радуга может быть только днём ?
Слайд 12. Радуга ночью
- Нет, это еще не все чудеса. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. В ее тусклых лучах тоже рождается лунная радуга, разумеется, не такая яркая, как солнечная.
- А знаете ли вы, ребята, откуда взялось слово «радуга»
Слайд 13. Значение слова «радуга»
Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.
- Ребята, а какие чувства испытываете вы, когда видите радугу в небе?
- Наблюдая за природой, мы видим, что в природе всё имеет свой цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния погоды может меняться. Художники передают красоту природы, используя краски. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художники передают самые разнообразные чувства и настроение: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.
- Давайте посмотрим, как изображали радугу многие художники в своих работах.
Слайд 14. Куинджи А.И. «Радуга» , 1842 г.
Слайд 15. Сомов К. А. «Радуга» , 1897 г
Слайд 16. П.П. Рубенс «Пейзаж с радугой»
Слайд 17. В. Сидоркин «Пейзаж с радугой»
Слайд 18. А. Зайцев «Радуга»
Слайд 19. Г. Малышева «Осенняя радуга»
III. Этап первичного закрепления знаний
- Какое выразительное средство использовали все художники в своих работах? ( Цвет)
- Посмотрите, пожалуйста, на цветовой круг. ( Слайд 20. ) В нём вы видите 6 цветов. Три из них основные, а три составные. Назовите основные и составные цвета.
- Этот круг можно значительно расширить, если цвета смешать. Художники так и работают , находят всё новые и новые оттенки. Посмотрите на расширенный цветовой круг, в нём уже 24 цвета (Слайд 21.)
* Практическая работа «Цветовой круг» (работа в парах)
- Я предлагаю вам создать свой цветовой круг, используя цветные конфеты и воду. Выложите конфеты по кругу и налейте воды в центр тарелки, чтобы конфетки покрылись водой.
- Что напоминает вам цветовой круг (Радугу)
- Сколько цветов в радуге? Назовите их по порядку.
Физкультминутка
IV. Самостоятельная практическая работа учащихся
- Ребята, я предлагаю нарисовать радугу не кисточкой, а кухонной губкой. На увлажнённую губку необходимо кисточкой нанести полосками все цвета радуги и провести по листу в зависимости от задуманного сюжета. Давайте посмотрим последовательность выполнения композиции.
1. Продумайте мотив пейзажа.
2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.
3. Определите количество объектов и цветовое решение.
4. Выберите формат в соответствии с замыслом.
5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.
6. Нанесите главный объект композиции – радугу.
7. Пропишите другие элементы пейзажа.
V. Анализ выполненных заданий
Учитель проводит анализ детских работ в соответствии с критериями оценки:
Оригинальность композиции.
Выразительность образов, цвета.
Передача пространства в рисунке.
Грамотность решения цветовой задачи.
Самостоятельность, внимательность, старательность.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Что нового вы узнала на уроке и чему научились?
Завершена Картина и завершён урок.
И встрече нашей с вами мы подведём итог.
Все наши впечатления вы обратили в цвет.
Узнав его значенье, узнаем и ответ.
Значений цвета много, их все не сосчитать.
Но всё же мне хотелось бы, какие-то назвать.
Цвет красный - самый яркий, волнует и зовёт,
Когда огонь познанья нас к творчеству ведёт.
Оранжевый цвет счастья, несёт уют и тепло,
Подсказывает - занятие для вас не зря прошло.
Зелёный цвет - волнение, желание творить.
Желаю вам в душе своей всё это сохранить.
И собственные чувства вы обратили в цвет.
Синий, голубой и фиолетовый вписали вы в сюжет.
Желаю вам надежды, фантазий и мечты.
Учись, надейся и твори под флагом красоты.
- А какому цвету соответствует ваше настроение в конце урока?
Слайд 22. Цветопись настроения
Слайд 23. Радужного настроения
VII. Этап информации о художественных материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых на следующем уроке
- На следующем уроке нам понадобятся цветные карандаши. Мальчики, принесите, пожалуйста, по одной машинке и раскраски с машинками.
Последовательность выполнения композиции:
1. Продумайте мотив пейзажа.
2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.
3. Определите количество объектов и цветовое решение.
4. Выберите формат в соответствии с замыслом.
5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.
6. Нанесите главный объект композиции – радугу.
7. Пропишите другие элементы пейзажа.
Последовательность выполнения композиции:
1. Продумайте мотив пейзажа.
2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.
3. Определите количество объектов и цветовое решение.
4. Выберите формат в соответствии с замыслом.
5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.
6. Нанесите главный объект композиции – радугу.
7. Пропишите другие элементы пейзажа.
Последовательность выполнения композиции:
1. Продумайте мотив пейзажа.
2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.
3. Определите количество объектов и цветовое решение.
4. Выберите формат в соответствии с замыслом.
5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.
6. Нанесите главный объект композиции – радугу.
7. Пропишите другие элементы пейзажа.
Последовательность выполнения композиции:
1. Продумайте мотив пейзажа.
2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.
3. Определите количество объектов и цветовое решение.
4. Выберите формат в соответствии с замыслом.
5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.
6. Нанесите главный объект композиции – радугу.
7. Пропишите другие элементы пейзажа.